Любовь как единственное средство выживания

Современному человеку предлагается множество теорий о том, как уцелеть в этом мире и не потерять себя. Но рецепт выживания намного проще, чем кажется, если следовать заповедям французского романиста Марка Леви




"Легкая литература" уже давно вошла в повседневную жизнь. Карманный формат максимально приспособил книги для нашего удобства: они помещаются в любую сумку, читаются в любом месте, а потом, порой, и вовсе выкидываются, потому что содержание часто бывает таково, что одного прочтения оказывается более чем достаточно. Едва ли не главный принцип данного жанра - это реализм и узнаваемость, помноженные на элемент сказочности и благополучия, чтобы удовлетворить всех потребителей. Подобное отношение сводит такую литературу почти до низового уровня, внедряя принцип "прочитал и забыл". Однако есть творцы, работы которых, основанные на тех же принципах реализма, наоборот поднимают реалистическую прозу на новый уровень.

Одним из таких авторов является популярный французский писатель Марк Леви, книга которого "Каждый хочет любить" вышла в издательстве "Махаон". Сюжет романа прост: двое разведенных мужчин пытаются построить новую жизнь (причем у обоих на руках дети, оставленные матерями). Все это - в лондонских интерьерах французского квартала, среди множества других людей, каждый из которых также усиленно пытается обрести счастье. Общим же вектором развития повествования становится любовь.

Роман, начинающийся с беспечного разговора, превращается в оду любви как жизненной максимы. Только обретая это чувство, человек обретает полноценность. При этом Леви умело выдерживает планку, не позволяющую опошлить это положение. Любовь в его романе – это не громкие признания, постельные сцены, бесконечные страсти и штампы. Она в чашке, которую девушка увозит в чемодане, потому что из нее пил любимый мужчина. В рассматривании пинеток в магазине. В метаниях в поисках места, откуда можно отправить письмо самому дорогому человеку. Все это буднично, очень просто, но наполняет пространство романа особым смыслом.

Леви не гонится за оригинальными идеями, но дарит нам радость узнавания, причем не опошленную и примитивную, а ту, что как протянутая рука помощи. Он показывает чистоту и простоту жизни, в которых одновременно и ее полнота: она в воспоминаниях героев, играх в карты с пожилыми дамами, детских и взрослых огорчениях и радостях.

Отсутствие оригинальности тут - залог успеха, потому что это книга о каждом из нас. Она написана прекрасным "легким" языком, сцены меняются как слайды, описания тактильны: ночей, когда принято слушать не разговоры, а молчание, ощущения песка на руках, суеты утреннего завтрака. Газета Le Parisien в свое время совершено справедливо писала, что Леви обладает особым талантом рассказа о простых вещах, умением в книгах передать аромат и эмоции настоящей жизни. Все это есть и в романе "Каждый хочет любить".

Автор умело управляется с несколькими сюжетными линиями, вплетая одну в другую. К тому же в не являющиеся по умолчанию основными он умудряется добавить невероятно колоритных персонажей, которые случайными репликами и действиями направляют повествование. И при всем этом нет дробления текста, путаницы в героях и ситуациях, потери смысла. Леви умело подводит встречи и реплики, ссоры и примирения, обиды и радости к одной мысли: любовь есть смысл нашей жизни, причем это чувство не только к женам и мужьям, а просто любовь к ближнему, к самой жизни. И совершенно необязательно возводить бесконечные бастионы трудночитаемых и плохо воспринимаемых абзацев, чтобы донести это до читателя.

Выбор читателей