Под сенью девушек в цвету

Чтобы составить представление о лучших проектах фестиваля "Мода и стиль в фотографии", достаточно посетить выставки "Прекрасная эпоха/La belle epoque" и "Потерять голову" в Новом Манеже


ФОТО: mdf.ru



Несмотря на тот факт, что международный фестиваль "Мода и стиль в фотографии" занял чуть ли не половину выставочных площадок города, чтобы составить представление о его лучших проектах, достаточно посетить выставки "Прекрасная эпоха/La belle epoque" и "Потерять голову", расположившиеся в залах Нового Манежа.

На фоне последних творческих достижений современных фотографов в области гламура и дискурса произведения, вошедшие в ретроспективную экспозиция француза Жака-Анри Лартига (1894 – 1986) выглядят довольно архаично. Томные, расслабленные герои его композиций никак не укладываются в рамки современной агрессивно-наступательной культуры. Да и лица людей, живших почти сто лет назад, как это часто отмечают, выглядят чуть ли не ангельскими ликами. Одним словом, прекрасные герои великолепной эпохи представляют запечатленный талантливым фотохудожником образец модной фотографии довоенной поры.

Во всем мире Жак-Анри Лартинг признан как Моцарт фотографии - первый аппарат будущий классик получил в семилетнем возрасте, а его репортажные снимки и цветные фотографии, сделанные в отроческие годы, прочно вошли в историю фотоискусства. Однако же, несмотря на столь блестящий дебют, Лартиг предпочел карьеру художника, фотография на протяжении нескольких десятилетий оставалась его любимым хобби. За это время в архиве мастера скопилось множество снимков, своего рода летопись европейской светской жизни первой половины ХХ столетия. Многие критики искренне удивляются тому, что две мировые войны никак не повлияли на его творчество - Европа Лартига остается маленьким раем, населенным изящными дамами и элегантными джентльменами в духе "Дживса и Вустера". По парижским бульварам прогуливаются светские львицы в шикарных "альтернативных" шляпках, а их кавалеры в безупречно белых рубашках катаются на коньках. Девушка с патефоном, девушки с сигаретой, девушки, катающиеся на лодке, составляют целую галерею эксцентричных красоток, которые чаще всего и попадали в объектив Лартига. Отдельного внимания заслуживают снимки, на которых запечатлены известные художники прошлого столетия - например, пожилой Пикассо в сомнительных шортиках или Кес Ван Донген, похожий на Льва Толстого.


Фото: mdf.ru

Традиции гламурно-репортажной фотографии, успешно освоенной Лартигом, в определенном смысле продолжил другой мастер - Франсуа-Мари Банье. "Я систематически исследую местность. Фотографирую каждый день. Иду бродить по Парижу или куда-нибудь еще без определенной цели. Улица - лучшее отражение современного мира, со всей его мешаниной и толпами страждущих", - считает автор выставки "Потерять голову". Как и Лартиг, он не считает себя профессионалом, предпочитая представляться прозаиком и драматургом. Вращаясь в соответствующем обществе, Банье сделал немало удачных снимков известных писателей и режиссеров, актеров и актрис (одна из самых стильных фотографий, представленных в экспозиции, - портрет Джонни Деппа, сделанный в начале 1990-х). В отличие от эстетских работ Лартинга, его произведения более динамичны, а композиции - неожиданны, будь то Рей Чарльз, бьющийся в экстазе у микрофона, Энди Уорхол, поправляющий профессорские очки, или Самуэль Беккет, бредущий по пустыне. И все же наиболее удачной считается серия репортажных фотографий, отщелканных Банье на улицах Парижа.

Выбор читателей