Особое обаяние Вицина

Великий актер Георгий Вицин стал легендой при жизни, но при этом всю жизнь оставался очень закрытым человеком. Мы его почти не знали и вряд ли когда-нибудь разгадаем до конца




Двадцать третьего апреля великому актеру Георгию Вицину исполнилось бы 90 лет. Он был человеком-загадкой, не любил рассказывать о себе. Когда-то я готовил о нем передачу. Зрители ее так и не увидели, но остался сценарий. Фрагменты из него я решил опубликовать в "Yтре".

...Московский Музей трех актеров находится в маленькой однокомнатной квартире в подмосковном Красногорске. Его герои - знаменитая гайдаевская троица: Никулин, Моргунов и Вицин. Актеры шутили, что невозможно бросить окурок, чтобы его не подобрал Володя Цукерман - создатель этого уникального архива. Сегодня он - один из немногих, кто знает о жизни Георгия Вицина практически все.

"Юный Гоша был болезненный, учился в лесной школе, - рассказывает Цукерман. - Он любил наблюдать, но очень не любил, когда наблюдают за ним. Его тайной мечтой было купить с братом пилу и пилить деревья. Как он сам говорил, однажды сбился с пути истинного и угодил в актеры".

Георгий Вицин еще в раннем детстве понял, что бороться со своими комплексами может только он сам. Он вдруг почувствовал целительную силу сцены и в 15 лет твердо решил, что его спасение - театр. Первые профессиональные успехи были связаны с Театром имени Ермоловой, которым в 30-е годы руководил Николай Хмелев. Вицин довольно быстро стал известным актером; сцену он любил безмерно, систему Станиславского считал азбукой профессии. Но это не помешало ему однажды уйти из театра ради кино. Больше всего он ценил свободу, а в театре угнетала жесткая дисциплина, плотная занятость в репертуаре, совмещение с графиком съемок. Вицин не любил суету.

Первая его большая роль в кино - Гоголь в фильме "Белинский". Постановщик этой картины Григорий Козинцев остался очень доволен знакомством с актером. Правда, один из чиновников обвинил Вицина в мистике и заставил вырезать из фильма целый эпизод, но Алексей Баталов, который приступал к съемкам гоголевской "Шинели", нашел эти кадры. "Я собирал все материалы вокруг "Шинели", - вспоминал Баталов. - Это было одним из самых ярких впечатлений, очень серьезная работа. Это был не актер, играющий писателя, а человек. Крошечный эпизод предъявлял вам совершенно другого актера, совершенно другого Вицина".

Вскоре последовали другие приглашения, и в кино благодаря Вицину появился новый типаж: интеллигент-лирик, способный на Поступок ради чувств. Новое амплуа Вицина - и новая загадка. В реальности девушки вряд ли влюбились бы в такого чудака, а в зрительном зале они были полностью в его власти. Чем он их брал? Добротой? Наивностью? Чистотой? Вряд ли кто-нибудь смог бы объяснить. Это было особое вицинское обаяние.

Старейший российский актер, партнер Вицина по театру Георгий Бахтаров вспоминал: "Вицин сам такой щупленький, скромный, но у него завязался роман с Тополевой - женой самого Хмелева. Роман был не тайный, общеизвестный. Хмелев разошелся с ней и освободил место Вицину, а потом женился на Ляле Черной. Относился Гоша к Тополевой изумительно, по-рыцарски. Даже когда роман кончился и Вицин женился на другой, он ухаживал за первой любовью до конца ее жизни..."

Всенародно любимой ролью Миши Бальзаминова Вицин доказал свою гениальность как артиста. Более того - он одержал победу над возрастом: восемнадцатилетнего юношу сыграл в сорок семь.

Теперь Вициным были покорены все. Ему даже предложили попробоваться на Гамлета. Но тут появился Леонид Гайдай, и все планы были порушены.

Находясь на вершине популярности, Георгий Вицин окунулся в эксцентрику. Зачем? Чего ему не хватало? Многие расценили его участие в тройке как глупость. Но Вицин не был бы Вициным, если бы не умел заглядывать в будущее. Он полюбил образ лирического идиота Труса. Он полюбил своих молодых коллег Юрия Никулина и Евгения Моргунова. Но главное - он поверил в уникальный талант Леонида Гайдая.

Георгий Вицин стал больше, чем звездой. Он стал легендой при жизни. Говорить о грандиозном успехе тройки Трус – Балбес – Бывалый даже не приходится.

Все трюки в кино Вицин исполнял сам. Для одной только комедии "Она вас любит" научился кататься на водных лыжах и не побоялся войти в клетку со львом. А сколько ему приходилось бегать! Тут нужна великолепная физическая форма. И у Георгия Михайловича она была благодаря учению йоги.

О здоровье он заботился всю жизнь. Кто-то воспринимал его увлечение йогой как чудачество, но Вицин останавливал любую съемку, если подходило время для медитации. Он даже дышал именно так, как предписывает учение. Может быть, поэтому прожил больше восьмидесяти лет и не имел ни одного седого волоса.

Вицин всерьез увлекался античной литературой, древнеримской философией. Он не просто цитировал Горация, Овидия, Софокла или Авиценну, он пользовался этими знаниями и в жизни. В его квартире уместились десятки тысяч книг - и все они были прочитаны. "У него не было врагов, но и друзей тоже не было, - подчеркивал Георгий Бахтаров. - У него были странности, и к старости он стал городским сумасшедшим".

С начала 90-х Георгий Вицин не снимался. Последней ролью стал аптекарь Форнари в комедии "Несколько любовных историй". А потом он решил, что пришло время отдохнуть. От всего. Раз в неделю Вицин выходил на сцену с рассказами Зощенко, получал скромный гонорар и покупал на эти деньги корм для птиц и собак.

Последние слова великого комика были обращены к молодой медсестре. Перед тем, как навсегда закрыть глаза, он сказал: "Я помню все, что со мной было, знаю все, что происходит сейчас. И точно знаю, что будет дальше".

"Он не понадобился времени, - говорит Леонид Куравлев. - Он его сам отверг, отринул. Такое время не нужно было Вицину с его философией, с его скромностью, с его умением боготворить самые основы человеческой морали и души, по которым надо жить дальше, и оформлены они десятью заповедями Христа. Вот он жил по законам Иисуса Христа".

Георгий Вицин знал все. Но мы его почти не знали. И вряд ли когда-нибудь разгадаем до конца. Мы можем лишь прикоснуться к этой тайне.

Выбор читателей