Америка обратилась к точке отсчета своей истории

В американском городке Джеймстаун проходят торжества по случаю 400-летия основания первой британской колонии на берегах Нового Света. Порядком подзабытый Джеймстаун вновь оказался в центре внимания


ФОТО: AP



Этот уик-энд был для жителей Нового Света сплошным откровением. Нынче исполняется 400 лет первому оплоту английской короны на американском континенте, четыре века первому поселению колонистов, названному в честь короля Якова I (читай – Джеймс, Джекоб). Джеймстаун, городок на речном острове вблизи Атлантического побережья, основанный переселенцами 14 мая 1607 г., сегодня – и завтра, и вплоть до конца этого года – будет местом исторической тусовки, в которую приглашены абсолютно все, кому не лень ознакомиться с историей Соединенных Штатов и, собственно, с ее истоками.

Здесь уже побывали с официальным визитом Ее Величество королева Великобритании Елизавета II, представляющая "трансатлантические корни" американской нации. Пятого мая Ее Величество в компании вице-президента США Дика Чейни наслаждались полуспектаклем-полуинсталляцией, кажется, на тему американского житья-бытья времен войны Севера и Юга. А не далее как вчера, 12-го, в Джеймстаун наведался сам президент Джордж Буш. С королевой и герцогом Эдинбургским они пересеклись в более комфортном Белом доме на прошлых выходных.

Вот что Буш сказал тогда о первых колонистах, предпринявших совершенно немыслимое путешествие через океан в поисках золотых гор и волшебного морского пути в Китай, а вместо этого фактически положивших начало новому народу: "Они посадили на американской почве семена свободы и демократии… Они дали возможность взрастить нацию, которая всегда будет с гордостью помнить о своих корнях, уходящих через Атлантику". Вот, кстати, и корни, о которых мы говорили.

Между прочим, сегодня – вернее, до сего дня – мало кто из американцев вспоминал о 400-летнем городишке в устье реки Джеймс. Ну, было что-то такое, не помню. Основной, наиболее удобной, что ли, точкой отсчета считался 1620 год, когда на континент поплыли пилигримы, жаждавшие полной-преполной свободы всего на свете – вероисповедания там, волеизъявления там, с вашего позволения, языкоговорения, то бишь, самовыражения. Если так рассудить, получается действительно стройная, а главное – прекрасная какая! – почти идиллическая картина. Но тут, конечно, закралась маленькая историческая кривда. В 1620-м Джеймстауну уже было 13 лет. Он вовсю торговал табаком, коего на побережье оказалась чудовищная прорва, и был, в общем, вполне развитым городищем. Так что пилигримы, скорее, открыли волну иммиграции, а вот заложили фундамент все-таки английские старатели, как о них иногда говорят, "движимые жаждой наживы". В общем, все равно получается очень даже благородный исток. Как ни поверни.

Вполне возможно, истинный "пункт зеро" неаккуратно пытались замазать историки Новой Англии после Гражданской войны, когда к побежденному Югу (а Вирджиния с Джеймстауном как раз там находятся) победители относились с изрядной долей брезгливости, и роль его в создании страны соответственно брезгливо оценивали. Судите сами: почти пятая часть населения мятежной Конфедерации теснилась в этом штате; как тут не взъяришься... Но справедливость, как видите, восторжествовала. Королева чествует Новый Свет, потомки колонистов шлют привет Ее Величеству… А ведь задержись тогда, весной 1607-го, второй корабль с провиантом – и мужественные подданные английской короны, искусанные комарьем, измученные возней с непривычными сельскими орудиями, дрогнули бы, отступили под натиском индейцев и отправились бы обратно на Альбион. Но – довольно, в общем, этих сослагательных оборотов; история, леди и джентльмены, продолжается.

Выбор читателей