Ющенко ведет страну в ЕС сквозь туман

Президент Украины заявил, что ожидал более активного диалога с Евросоюзом во время политического кризиса. По его словам, сейчас необходим "конкретный прогресс" в отношениях Киева и Брюсселя




Больше месяца длилось противостояние политических сил на Украине, завершившееся накануне принятием компромиссного документа. Исход кризиса показал, что в стране утвердилась "взрослая демократия", способная выдержать тяжелые, изощренные законодательные упражнения. Помните? Об этом рассуждал украинский президент Виктор Ющенко, беседуя с журналистами после мучительных переговоров с премьером Виктором Януковичем и главой Верховной рады Александром Морозом.

Из этого следовало, что Украина испытание выдержала и теперь, наконец, готова взять курс на ЕС, куда, как известно, принимают только "взрослых".

Однако немногим позже Ющенко признался в интервью итальянской газете, что не наблюдает ответной активности со стороны европейских коллег. На вопрос, доволен ли он отношениями между Украиной и ЕС, сложившимися к настоящему моменту, президент ответил: "Если говорить честно, то не совсем".

По мнению Ющенко, Европа не проявила должного внимания к недавним событиям, имевшим место на Украине. В Киеве ожидали "более активного двустороннего и многостороннего диалога", а получилось все, если честно, не совсем так. Между тем украинский лидер убежден, что именно сейчас сторонам нужно активно сотрудничать; требуется "конкретный прогресс" во всех сферах межгосударственных отношений, в энергетической сфере; Украина должна стать "составной частью европейской системы"... Здесь, само собой, напрашивается продолжение: "...и вступить в ЕС!"

Но Ющенко уходит от прямого ответа. В этом аспекте внешней политики - в аспекте "европерспективы", как еще называют такой вид светлого будущего иные обозреватели, - президент проявляет исключительную сдержанность. "Никто не ставит вопрос о нашем вступлении в ЕС со дня на день, - говорит он. - Однако мы хотим, чтобы Европа каким-то образом рассмотрела вопрос о европейской перспективе Украины. Нам нужен порт, в который нам следует направлять наш корабль".

Для того чтобы двинуться наконец по намеченному курсу, украинскому руководству нужны в первую очередь надежные экономические, ну, скажем, мачты, если уж обнаружилась такая аналогия. Стать "составной частью европейской системы" значит также - встроиться в финансовый механизм Старого Света. Вот взять хотя бы газовый вопрос. Здесь "газовый" - сиречь "болезненный". В перспективе - не в "евро", а в ближайшей, соседской, - новая российско-украинская топливная волокита, которая может привести к очередной "газовой войне". И избежать этого, как считает Ющенко, можно лишь одним способом: осуществить переход к рыночным механизмам. Установить европейские тарифы на транзитный метан. И вот тогда уже можно будет думать о "европерспективе".

Выбор читателей