Марат Сафин: "Быть середнячком желания нет"

Месяцы вынужденного простоя научили Сафина философски относиться к поражениям. По его личному жизненному плану, играть ему осталось еще года три. Потом придется искать себя в чем-то другом


ФОТО: AP



Победитель двух турниров Большого шлема - Открытых чемпионатов США (2000) и Австралии (2005), Марат Сафин, оправившись после травмы, сегодня только начинает очередное восхождение к теннисным вершинам. В среду Марат во втором круге Ролан Гаррос так и не смог навязать борьбу сербскому теннисисту Янко Типсаревичу и вынужден был зачехлить ракетку. Но месяцы вынужденного простоя научили Сафина философски относиться к поражениям и стремительно падающему рейтингу. По его личному жизненному плану, играть ему осталось еще года три. Потом придется искать себя в чем-то другом.

"Yтро": В сентябре прошлого года в одном из интервью вы сказали, что со следующего сезона собираетесь вновь начать играть и выигрывать, дескать, проигрывать надоело.

Марат Сафин: В моей спортивной карьере было несколько серьезных травм. Возвращение в большой спорт в такие моменты всегда проходит очень тяжело. Особенно трудно, когда травмирована нога. Появляется боязнь, что не удастся добежать до какого-то мяча, появляются страх и неуверенность. Привычный стиль игры нарушается, и становится невозможно получать удовольствие от спорта. В такие моменты понимаешь, что от тебя ничего не зависит.

"Y": В таком случае, не возникало желания обратиться за помощью профессионального спортивного психолога?

М.С.: Нет. Для меня было все очевидно. Нельзя сказать, что я потерялся в жизни. Просто было два пути: или все будет хорошо, или надо искать в жизни другие варианты. То есть смогу играть или не смогу.

"Y": Игры за сборную и "за себя" для вас отличаются друг от друга?

М.С.: Мне нравится играть в командных турнирах, тем более когда речь идет о сборной России. Это очень престижно и приятно. Естественно, что в таких матчах всегда хочется побеждать, ведь это становится не только моим личным достижением, но хорошим результатом для моей страны. Такая возможность выпадает не так часто. В год мы играем около четырех встреч, поэтому от каждой из них получаем огромное удовольствие.

"Y": Но такие матчи не приносят теннисистам дохода, зарабатывать приходится на других турнирах. Какие турниры сейчас, после того как вы восстановились после травмы, для вас наиболее значимы?

М.С.: Каждый турнир важен по-своему. Но в первую очередь, это турниры серии Masters - Монте-Карло, Рим, Гамбург - с призовым фондом более €2 млн, турниры Большого шлема. В общем, собираюсь участвовать во всех главных стартах – они приносят больше очков, но и подготовка к ним должна быть особенно тщательной. Если все сложится хорошо, то и рейтинг поднимется, и уверенность в собственных силах появится.

"Y": В прошлом году после финала Кубка Дэвиса ходили слухи, что вы закончите спортивную карьеру. Насколько они в то время отвечали реальной ситуации?

М.С.: Была травма. Нога болела так, что я даже двигаться толком не мог. А если не можешь двигаться, играть дальше смысла нет. Когда ты можешь работать только на 80%, никогда ничего не выиграешь. Так есть ли смысл оставаться? Тем более, когда до этого были хорошие результаты. Становиться середнячком - удовольствие сомнительное. Чем выше поднимаешься, тем больнее падать.

"Y": Вы не раз говорили, что хотите играть до 30 лет. А чем займетесь после тенниса?

М.С.: Еще над этим не задумывался. Все само встанет на свои места. Когда меньше всего ждешь и надеешься, получается лучше, чем когда слишком сильно чего-то хочешь. Это уже проверено опытом.

"Y": Не появлялись ли у вас мысли о создании собственной теннисной школы?

М.С.: Были даже такие предложения. Однако пока очень много нюансов, которые друг с другом не состыковываются: сложно определиться даже с местом. Но я думаю, в дальнейшем все получится.

"Y": Вы уже знаете, где будете жить после окончания спортивной карьеры?

М.С.: Скорее всего, или в Монте-Карло, или в Москве. Или между этими двумя городами.

Выбор читателей