Рыжков поедет судиться в Страсбург

Верховный суд рассмотрел жалобу на ликвидацию Республиканской партии России и оставил все как есть. Рыжков грозится дойти до Страсбурга, а когда справедливость восторжествует, принять участие в думских выборах-2007




Республиканцы, попавшие в марте "под раздачу" Федеральной регистрационной службы и "ликвидированные" по ее иску Верховным судом, не теряют надежды добиться справедливости. Сначала в России, а затем, когда возможности внутри страны будут исчерпаны, в Страсбурге.

Сегодня кассационная инстанция ВС рассматривала жалобу представителей партии, требовавших отменить постановление о ликвидации "как незаконное и необоснованное", однако их снова постигла неудача. Решение о ликвидации подтверждено. "ВС уже второй раз исходит из принципа презумпции правоты Росрегистрации", - прокомментировал свой очередной провал Владимир Рыжков.

Напомним, первый раз ВС признал правоту ФРС 23 марта, согласившись с доводами о том, что численность РПР, а также количество ее региональных отделений не соответствуют российскому законодательству. По данным Росрегистрации, в партии состояли только 39 тысяч 896 человек, а не 50 тысяч, как того требует закон. Кроме того, РПР не создала региональные отделения численностью не менее 500 членов в большинстве субъектов страны, у них существуют отделения только в 32 из 86 субъектов России.

По закону, проштрафившиеся партии (таких ФРС насчитала в общей сложности 16) должны были до 1 января или преобразоваться в общественное объединение, или самоликвидироваться. Некоторые, не мудрствуя лукаво, так и поступили - например, партия "Развитие предпринимательства", "Российская объединенная промышленая партия", "Российская конституционно-демокоратическая партия" и "Национально-консервативная партия России". РПР же до последнего верила в то, что прибегать к столь радикальным мерам не придется. Подсчеты Росрегистрации в партии, естественно, не признают и вообще считают их методы сомнительными. "Они звонят домой, спрашивают: "Вы член партии?" - "Нет". Все, нет такого члена, - рассказал Рыжков. - А если они ошиблись номером? А если к телефону его племянник подошел? А если человек переехал?"

Сегодня Владимир Рыжков и Алексей Семенов снова пытались доказать, что ФРС занизила численность членов РПР как в целом, так и по регионам, не представила ни членам РПР, ни суду доказательств и методик подсчета. Представитель Росрегистрации Галина Фокина, в свою очередь, отметила: членство каждого человека в партии должно быть подтверждено его заявлением и протоколом о приеме в партию, РПР же пыталась подтвердить свою численность списками членов, что не является достаточным.

На самом деле власть мстит РПР за бурную оппозиционную деятельность – в особенности за участие в акциях "Другой России", убежден Рыжков. К своему сегодняшнему проигрышу руководство РПР подготовилось: документы для обращения в Конституционный, а затем и в Европейский суд по правам человека уже готовы. Кроме своего собственного запрета, РПР намерена опротестовать в Конституционном и Европейском судах сам закон, по которому партия должна иметь 50 тысяч членов и 44 региональных организации по 500 человек в каждой. Такого нет даже в диктаторской Белоруссии, "где минимальная численность партии - одна тысяча человек, и никаких региональных отделений", сетует Рыжков.

Расчет на то, что Европа восстановит справедливость и РПР сможет принять участие в думской кампании-2007, может и оправдаться. Другая ликвидированная партия - РКРП Виктора Тюлькина - уже готовится к визиту в Страсбург, а жалоба Национал-большевистской партии* Эдуарда Лимонова, которую в России зарегистрировать отказались, принята Европейским судом к первоочередному рассмотрению. Кроме того, известны как минимум два прецедента, когда по вердикту Европейского суда по правам человека отменялись приговоры национальных судов: один раз в Турции, где власти зарегистрировали некую курдскую партию, и второй раз - в России, где удалось зарегистрировать некую партию в Мордовии под руководством Василия Гуслянникова. Так что для республиканцев не все потеряно.

В противном случае Рыжкову светит роль политического маргинала, вынужденного плясать под чужую дуду. Если, конечно, найдется структура, готовая пригреть у себя амбициозного политика и его соратников. Пока что РПР заявляет о том, что ни к кому примыкать не собирается - ни к СПС, ни к "Яблоку", - мол, не для того затеян весь сыр-бор, чтобы жертвовать брендом ради "вторых ролей". Но, если дела пойдут совсем плохо, такой вариант не исключен. Одним словом, добиться правды - для Рыжкова дело сугубо утилитарное. Кстати, следует отметить, что после ликвидации "республиканцев" авторитет этого политика в оппозиционной среде (как среди спонсоров, так и среди коллег по демократическому лагерю) сильно упал. Хотя еще совсем недавно лидер РПР заявлял о своих президентских амбициях, не боялся жесткой полемики с предводителем ДР Гарри Каспаровым и даже предлагал свою партию в качестве объединительной площадки. Теперь все это в прошлом. Если ситуация не изменится - навсегда.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей