ЮНЕСКО подсчитало взятки россиян за обучение

Коррупция, процветающая в школах и университетах, несет серьезную угрозу качеству образования во всем мире. Россияне, например, каждый год тратят на взятки при поступлении в вузы около $520




ЮНЕСКО опубликовало доклад о коррупции в сфере образования. Выводы неутешительные - если страны мира не примут решительных мер, знаниям, образованию и науке может быть нанесен серьезный ущерб.

Специалистами ЮНЕСКО была проанализирована ситуация в сфере образования в 60 государствах. Выяснилось, что незаконные поборы при приеме в вуз, подделка документов, взяточничество на экзаменах и другие правонарушения широко распространены не только в развивающихся, но и в развитых странах.

Так, ежегодная общая сумма взяток за поступление в вузы в России составляет $520 миллионов. Авторы доклада характеризуют ситуацию в РФ как "значительно ухудшающуюся". На Украине подготовка абитуриента для поступления в престижное учебное заведение обходится в $10 тыс. при том, что средний размер заработной платы составляет $100. А для того, чтобы получить лицензию, некоторым частным учебным заведениям самим приходится платить взятки.

Тема фиктивных университетов, предлагающих через Интернет фальшивые дипломы за деньги, стала одной из ключевых в докладе. Упоминается также, что наибольшим спросом эти "корочки" пользуются у жителей бывших союзных республик, особенно выходцев из Армении. Помимо этого, обеспокоенность вызывает утечка финансовых средств из фондов, созданных для нужд школ. В некоторых странах она достигает 80%.

Одной из основных проблем, характерных для стран бывшего Советского Союза, стала подмена бесплатного образования услугами частных репетиторов. Не секрет, что для поступления во многие ВУЗы, даже те, где образование бесплатное, необходимо либо посещать подготовительные курсы, либо брать частные уроки у преподавателей того же учебного заведения.

Относительно коррупции в школах и университетах докладчиками также было сказано немало. Система взяток лишает возможности учиться детей и подростков из малообеспеченных семей и подрывает качество образования. Однако есть страны, где с этим успешно борются. Эксперты ЮНЕСКО приводят в пример Азербайджан, где вступительные экзамены принимает независимая комиссия. По такому же пути пошли и в Киргизии - там пригласили мало того, что независимую, так еще и иностранную организацию - Drummond and De Young. Украина и Грузия также начали вводить похожие меры.

В заключение авторы дают некоторые рекомендации по решению столь наболевшей проблемы, как коррупция в сфере образования. Основные методы - открытость всех систем, строгий учет и общественный контроль, а также привлечение независимых экспертов для приема экзаменов.

Выбор читателей