Женские тайны Московского кинофестиваля

В конкурсе состязаются женщины-режиссеры, представляющие разные кинематографические школы. Почти всегда это чисто женское кино, хотя взгляд представительниц прекрасной половины придает ему очарование




На Московском кинофестивале наиболее яркими из увиденного мной к этому моменту оказались работы режиссеров-женщин. Это три конкурсные ленты: Евы Нейман из Украины, Веры Сторожевой из России и американки Зои Кассаветес, дочери знаменитого Ника Кассаветеса.

У реки
Украина, 2007
Режиссер: Ева Нейман
Конкурс

Поскольку великая Кира Муратова, как известно, живет и работает между нашими двумя братскими странами, но все же, что называется, "родом из Одессы", ее украинские последователи, в данном случае речь идет о Еве Нейман, создают а-ля муратовское кино на своей "незалежной" родине. Если бы не смотреть на титры, а войти в зал где-нибудь посередине фильма, то впечатление дежавю будет преследовать вас всю картину – настолько она "киромуратовская". Точно такая же минималистическая манера повествования, абсолютно эпигонский сценарий и даже актерский состав – в главной роли замечательная и, опять-таки, "муратовская" актриса Нина Русланова: все говорит о том, что если в России женщины-режиссеры идут (стараются, во всяком случае) каким-то своим путем, то Украина отдает дань своей прославленной соотечественнице сполна.
В целом картина оставляет неплохое впечатление, если бы не навязчивое ощущение, что все это мы не раз видели. Лично я считаю, что профессионально копировать вовсе не возбраняется, но только самые лучшие оригиналы. Творчество лучшей русской (или уж не знаю как правильно назвать теперь) женщины-кинематографиста достойно подражания, и у дебютантки конкурса ММКФ это вышло неплохо, хотя и несколько нарочито. В эпизоде снялась обязательная для последних картин Киры Георгиевны прима комик-группы "Маски" Наташа Бузько, и жаль только, что так и не появилась Рената Литвинова, которую подспудно все время ждешь. Рассказ об одном дне двух старушек как будто прямо из "Настройщика" вряд ли победит, но смотреть, как трансформируется в сознании молодых художественный мир учительницы, любопытно хотя бы с дидактической точки зрения.


Любовь со словарем (Broken English)
США, 2007
Режиссер: Зои Р. Кассаветес
Конкурс

Конкурсная лента еще одной представительницы младшего поколения голливудских знаменитостей. Подобно любимой дочке Ф.Ф. Копполы Софии, Зоя Кассаветес снимает аналогичное даже по названию и сценарию "Трудностям перевода", совершенно женское, но от этого не теряющее своего очарования кино. Рассказ о приключениях 30-летней одинокой американки, вступившей в интимную связь с французиком, правда не из Бордо, а из самого Парижа, не претендует на глубину обобщений, а являет по сути романтическую комедию положений с сильным мелодраматическим привкусом.
Приятная главная героиня, весьма целомудренно показанная в фильме, по сценарию напичканном любовными сценами (Нора вскакивает с постели после секса всегда в трусиках), среди жлобов-американцев подходящего самца не находит. Приходится мириться с тем, что "большая и чистая" живет заграницей и спикает по инглишу не особенно гуд. Впрочем, шуток, обыгрывающих название фильма, в ленте ровно полторы, хотя одна смешная, правда в подстрочных титрах никак почему-то не отыгранная и для русского уха звучащая не совсем понятно. В Париже таксист, высаживая героиню, разыскивающую исчезнувшего бойфренда, говорит на том самом broken English: I wish you find happiness here. Учитывая, что французы всегда глотают начальную букву h (она по правилам не произносится), героиня несколько раз с изумлением переспрашивает, что же незнакомый человек ей желает, поскольку звучит это как "э-пинес", то есть попросту, пардон, пенис. В целом кино не скучное и, если б не приторный финал, для дебюта вполне достойное, хоть и очень "девчачье".


Путешествие с домашними животными
Россия, 2007
Режиссер: Вера Сторожева
Конкурс

Я люблю рассказы о женщинах трудной судьбы (сокращенно ЖТС), когда они не сопровождаются подробным описанием ужасов. В данном случае Вере Сторожевой удалось пройти по узкой грани, отделяющей Добро и Зло, живописуя ужасы жизни одинокой рабыни-детдомовки, у которой внезапно умирает муж-мучитель, предоставляя ее таким образом самой себе. Бенефис Ксении Кутеповой, на которой концентрируется внимание на протяжении всей картины, не оставляет зрителя равнодушным, демонстрируя постепенное умопомрачение человека, живущего за гранью цивилизации. Очень красивая и нежная картина, единственным упреком которой можно назвать полное несоответствие рафинированного образа рыжеволосой красотки в стиле Изабель Юппер условиям жизни в вонючей дыре на каком-то Богом забытом полустанке. Это кино тоже весьма гендерно-ориентированное, с презрением противопоставляющее грубым самцам мужеского полу нежную и ранимую женскую душу. Но сделано оно с большим профессиональным мастерством, так что думать о нем хочется и после просмотра. Не удивлюсь, если "Путешествие с домашними животными" получит приз – и вполне заслуженно – как минимум, за главную женскую роль.
Перед нами история, обобщающая вековые чаяния русской бабы о счастье. Эта идея, наиболее ярко выраженная в эпизоде, когда прекрасная вдова покупает себе подвенечный наряд и катается в нем по вонючей железной дороге на дрезине в окружении коз и бродячих собачек, тем не менее, убеждает в том, что женщина и впрямь существо высшего порядка в нашем сугубо патерналистском и маскулинном обществе. В пандан Кутеповой довольно ожидаемо выбран Дмитрий Дюжев, играющий доброго мужлана, в финале посылаемого по сексуально-туристическому маршруту, в обмен на любовь усыновленного в порыве раскаяния детдомовского ребенка. В общем и целом драма, где "никого не жалко, никого" в стиле современного осмысления российских реалий новым поколением выпускников ВГИКа. Фильм, по крайней мере, европейского уровня. Повторюсь, Ксения Кутепова – очень органичная и красивая актриса. А это для современного отечественного кино – большая находка.

Выбор читателей