Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Для начала немного статистики и официальной информации. В ночь с 23 на 24 июня под Москвой состоялся традиционный "Марш краеведов". Ночной марш-бросок с минимумом остановок по проселкам, бездорожью, болотам и спящим населенным пунктам между станцией Савеловской железной дороги с романтическим названием "Лебзино" и городом Кимры занял без малого восемь часов. За 35 км пути по пересеченной местности каждый участник потерял минимум пару-тройку килограммов живого веса; также мы потеряли двух неудавшихся краеведов – они не выдержали, сдались и ушли обратно. Оставшиеся 25 человек благополучно промаршировали до Yтренней электрички и поехали по домам отсыпаться. Результат отличный, учитывая, что большинство пришло на мероприятие в первый раз, а один человек влился в наши нестройные ряды уже в электричке, да так и протопал всю ночь в сандалиях и женском свитере, заботливо одолженным кем-то из девушек.
...Ночное Лебзино прекрасно, тут почти ничего не видно и не слышно, в отличие от Москвы. Рядом со мной в темноте вышагивает и отвечает на вопросы Захар Мухин, бессменный руководитель проекта, бывший когда-то ведущим телепрограммы "До 16 и старше", а еще раньше – культовой советской "Пионерской зорьки". Мухин и сам похож на пионервожатого из детства, на голове пилотка, командует с шутками-прибаутками. "Вот идут туристы обычно в поход, приходят, рассаживаются у костра и давай на гитаре наяривать, песни петь – скукота... А мы стараемся отыскать такие места, где было бы видно воздействие человека на внешнюю среду, среды – на деяния рук человеческих, и ходим по ним". Поэтому в ту ночь мы маршировали по щебеночной дороге к дачному поселку – это антропогенные ландшафты, заброшенным торфоразработкам поселка Воргаш – это уже точки наступления природы на человека, а под Yтро углубились в низкие перелески и вышли к деревням на окраине Кимр, лицезреть последние проявления традиционной крестьянской архитектуры и хозяйства на фоне маргинальных пригородов.
Нынешний марш оказался юбилейным – краеведческим вылазкам по перелескам, брошенным объектам советской военно-промышленной инфраструктуры и прочим интересным местам Подмосковья стукнуло 10 лет. Год от года меняется состав участников и маршрут, неизменна только форма – марш-бросок. Для городского человека опыт небесполезный, если не сказать уникальный. Мы привыкли воспринимать окружающее пространство как некий фон, а на марше все эти измененные человеком ландшафты успеваешь прочувствовать собственным телом. После пяти-шести часов непрерывной ходьбы впотьмах кажется, что тебя изъяли из привычной жизни, поставили с ног на голову, насильно вписав в болотно-лесную среду, но странным образом новое качество существования нравится тебе не менее прежнего.
Ну, и конечно, краеведческая вылазка – повод для того, чтобы собраться разным людям, познакомиться и пообщаться, ведь марширующим краеведом может стать каждый желающий. Десять лет назад потенциальные участники мероприятия узнавали друг о друге случайным образом. Сегодня универсальным способом завязать контакт стал ЖЖ. И так появилась еще одна общественно-профилактическая функция марша – мгновенно и жестко возвращать юзеров в реальность, ставить на землю и идти, идти, идти, пока не встанет солнце. А средством быстрого формирования реального комьюнити служил круг, по которому пускалась емкость с горячительными напитками (собственно, это были единственные остановки по маршруту). Архаичная сакральная форма сближения выбрана неспроста. Время проведения маршей приурочено к солнцевороту, маршрут выбирается так, чтобы идти по направлению на север. Практически во всех культурах северного полушария Земли поворот Солнца на зиму отмечался ночным праздником и встречей рассвета вне дома. И кому как не краеведам возрождать традиции, хотя бы и в таком нетривиальном варианте.
Глубокое погружение в краеведение начинается с первым поворотом на грунтовку. Дорожка уходит куда-то вглубь выработанных торфяных болот и, как водится в таких случаях, быстро кончается. Самую темную часть ночи мы медленно бредем меж тростников и ольхи в окрестностях безвестного дачного поселка. Рядом аккуратно прорезанные прямоугольники выработок, заполненные иловатой жижей, куда пару раз соскальзывают начинающие краеведы. Зато финал у трипа замечательный – мы выходим на дорожку, по которой и шли раньше, сделав замысловатую петельку. Как говорят знающие люди, на марше краеведов все должно происходить спонтанно и непосредственно.
Но на организаторов похода все равно набрасываются несогласные с таким положением вещей краеведки, светят в глаза фонариком и требуют объяснений, будут ли еще болота. Будут, будут, успокаивает Захар, посмеиваясь в бороду. В конце концов, никто и не обещал легкой прогулки под луной.
Будут не только болота, но и лесной рассвет в одну из самых коротких ночей в году, и ранний завтрак в пять Yтра на огромном бревне нависшем над дорогой, и даже купание в пруду под конец маршрута.
Перефразируя один из лозунгов марширующих краеведов "Хочешь пить – съешь огурец!", скажем: "Хочешь познать Родину – марш в болото!". Да не в какое-нибудь образцово-показательное, нетронутое человеком, а в заболоченные остатки народнохозяйственной деятельности эпохи развитого социализма, и желательно ночью.
Кстати, по информации из очень осведомленных источников, над городом Кимры, на водонапорной башне, до сих пор развевается водруженный краеведами флаг одной из бывших республик Советского Союза. Город взят, марш окончен. До новых встреч, товарищи краеведы!
ФОТО Екатерины Федосовой
В последний раз подобное происходило перед началом СВО
Российская сторона указала, что Западу верить нельзя