Москвичам выставили фантастические счета

"Умершие воскресают, живые непонятно куда деваются" - такая ситуация возникла в столице из-за компьютерного сбоя. Квитанции оплаты ЖКУ содержат неверные суммы, выписаны не на тех лиц и тому подобное




По всей стране коммунальщики сетуют на неплательщиков, тогда как во вверенной им епархии царит абсолютный бардак. Жильцы и рады бы оплатить ЖКУ, но только в том размере, который установлен тарифами. Однако в последнее время данные и суммы, указанные в квитанциях, берутся невесть откуда. Например, пенсионерам, отбывающим летом на дачу, власти предлагали заранее позаботиться о субсидиях на срок отсутствия. "Если вы правильно оформили документы, пусть вас не пугает гора квитанций, скопившаяся в ящике за лето", - гласит пресс-релиз на сайте Единого информационно-расчетного центра. На практике получилось иначе: полные уверенности в том, что бумаги оформлены верно, москвичи получают этим летом фантастические счета.

В прессе и на ТВ сюжеты о неправильных счетах искать бесполезно: многие горожане еще не успели прочувствовать всю прелесть ситуации, а некоторые, особенно занятые на работе, вообще порой платят не глядя. На данном этапе главные действующие лица этой истории - люди среднего и старшего возраста, с советских времен приученные "не возникать". Они привыкли не затевать громких скандалов, не жаловаться, сознавая тщетность своего протеста.

Да сейчас им, собственно, и не по силам бороться против системы - против автоматизированной системы управления ЕИРЦ (Единого информационно-расчетного центра), той самой, что призвана "защитить граждан от ошибок в расчетах". Видимо, недавно установленная программа начала свою работу с нешуточных сбоев, и справиться с ней простым служащим не под силу.

Сотрудницу редакции "Yтра" Единый информационно-расчетный центр "порадовал" вдвое уменьшенным счетом на жилищно-коммунальные услуги. При ближайшем рассмотрении "ополовиненной" оказалась не только сумма, но и количество прописанных в квартире жильцов. Нелепая бумажка попросту проигнорировала одного из проживающих. Но в том, что счет пришел по нужному адресу, сомневаться не приходилось: во всем остальном данные были указаны абсолютно правильно.

Вопрос первый: кто виноват? Внизу каждой квитанции указан телефон, по которому следует обращаться с вопросами. Теоретически это номер для связи с сотрудником ближайшего информационно-расчетного центра. Практически (в нашем случае речь идет о Северном Медведкове) дозвон оказался делом затяжным. Трубку то не брали, то, вдруг обнадежив, бросали. Когда, наконец, удалось войти в контакт с искомым лицом, все оказалось просто: многоканальный телефон не работает уже два месяца. Да, собственно говоря, он и не нужен. С претензиями подобного уровня надо идти на поклон своими ножками, и на подходе непосредственно к цели возникает преграда. В виде очереди из товарищей по несчастью. В Северном Медведкове приемная состоит всего из одной тесной комнаты, поэтому не уместившиеся в помещении ждут на улице.

В основном звеньями этого "живого хвоста" являются пожилые люди, располагающие свободным временем в рабочие дни. В ЕИРЦ обращаются по всем вопросам - и по оформлению документов на субсидии, и по перерасчету, и так далее, поэтому работа каждого отдела рассчитана на определенное количество посетителей. Но "дефектные" счета вызвали приток ходоков; их число возросло в разы, и далеко не везде с наплывом недовольных способны справиться. Учитывая контингент, приступы плохого самочувствия в стихийно возникшей духоте и тесноте неизбежны.

Вопрос второй: что делать? "Ну один-то раз можно потерпеть", - скажет кто-нибудь из привыкших к очередям экс-советских граждан. Да вот в том-то и дело, что не один раз, а каждый месяц. Исправление в конкретную квитанцию внесут, но никто не гарантирует, что в следующий раз счет не будет содержать ахинею.

Как получилось, что в систему, до сих пор работавшую нормально, закрался сбой, сводящий все ее достижения на нет? "Абсолютно надежной техники, к сожалению, никто еще в мире не создал, однако ЕИРЦ оснащаются современным оборудованием, которое позволяет данные ситуации свести к минимуму", - сказал на онлайн-конференции директор ГУП "Московский городской единый информационно-аналитический центр" Александр Варев. Минимум превратился в добротный максимум: то, что призвано облегчить жизнь горожанам и уже успело порадовать их удобствами, вдруг превратилось в проблему. Упомянутое главой "МосгорЕИАЦ" современное оборудование в ряде случаев ведет себя подобно маразматической бабуле, путающей и забывающей все подряд.

"Умершие воскресают, живые непонятно куда деваются", - описала ситуацию корреспонденту "Yтра" начальник ЕИРЦ Северного Медведкова Екатерина Рогожина. Она объяснила, что "сбой произошел в связи с некорректным наложением одной программы на другую". Новая программа, по словам главы центра, крайне неудобна для использования. "Изменения вроде как должны быть направлены на облегчение труда, а выходит все наоборот. Старая программа любую операцию выполняла меньше чем за минуту, по новой долго ждем. И даже текст на бланках мелкий. Долги в базе не видны. Ее приходится сейчас восстанавливать вручную, работать с каждым плательщиком индивидуально", - посетовала Рогожина.

Из беседы с ней нам также удалось узнать, что очереди в Северном Медведкове усугубляются еще и сокращением штата: за последнее время несколько человек уволились. Хотя здешние "сборища" - по два десятка человек - это "сущая ерунда". "Вот в других районах что творится! Этот сбой, он ведь не только у нас. По всей Москве эта проблема. И вообще я удивлена, почему вы заинтересовались именно нашим районом, ведь в других все сложнее. Мы еще малой кровью отделались", - озадачила нас Екатерина Рогожкина. И добавила, что ей и ее коллегам хотелось бы помочь гражданам в их беде, но устранить сбой могут только программисты, а связаться с ними напрямую нельзя. Информацию нужно передавать через окружной ЕИРЦ.

"Yтро", естественно, обратилось в упомянутый окружной центр - ЕИРЦ СВАО - и из уст первого заместителя его директора Александры Басениной получили полное опровержение предыдущего рассказа. Оказалось, вообще ничего страшного в данной ситуации нет: "Программа налаживается, она дописывается сейчас. А неправильные счета - это единичные случаи, не массовые. (Надо отметить, что только в нашей редакции проблемы со счетами возникли сразу у трех человек. - Прим. авт.). Сбой произошел при переносе базы данных из старой программы в новую. Сейчас ведется восстановление информации, и счета за июль уже всем придут верные. Вообще такую стадию прошли все районы Москвы, просто в Северном Медведково она затянулась. Там еще проблема с сервером, он у них сильно устарел, и в ближайшее время им его будут менять".

Итак, совместными усилиями отечественных программистов Центра разработки ФОРС, выигравшего тендер правительственной программы, и дряхлого сервера москвичи вынуждены выстаивать в очередях. Правда, и очереди в беседе с Басениной выглядели этакой химерой. Это только в Северном Медведкове средоточие зла. "Там помещение небольшое, и, когда в нем скапливается много народа, становится душно. Одной женщине недавно стало плохо, и после этого перестали помногу запускать в помещение. Люди вынуждены стоять на улице, и, конечно, это их возмущает. У них там понедельник - нерабочий день. Во вторник утром всегда большая очередь, хотя к 12:00 она уже рассасывается. Я не знаю, почему они все идут именно во вторник, ведь по некоторым дням ведется прием граждан до 20:00. В субботу тоже приемный день, и отпрашиваться с работы вовсе не обязательно". Так что тут, как и в большинстве российских бед, виноваты сами граждане. А нечего валом валить во вторник, как сговорившись. Почему бы дружно не пойти в среду? Тем более что все, кто по рабочим дням занят, придут в субботу.

Вот так еще на этапе становления (конечный срок реализации программы по внедрению автоматизированной системы управления ЕИРЦ - 1 апреля 2007 г.) дало сбой очень полезное и позитивное, по сути своей, начинание. Конечно, со временем эта проблема решится, как решатся и другие, которым еще суждено возникнуть. Но чем и перед кем виноваты жители столицы, которые вместо обещанных удобств и гарантий безошибочности вынуждены разбираться с невнятными счетами, тратить время и силы на стояние в очередях. Сразу вспоминается прошлогодняя история с введением ЕГАИС. Механизм контроля за оборотом спиртосодержащей продукции, основанный на использовании толком не проверенной компьютерной программы, заставил продавцов выложить деньги за оснащение торговых точек новым оборудованием, а потом дал сбой. И в результате чиновники долго спорили, выясняя, почему с российских прилавков пропал алкоголь...

На официальном сайте "МосгорЕИАЦ" в разделе "Хорошее о нас" есть публикация, вычленяющая главные достоинства системы ЕИРЦ. "Четко работающая система использует информационные технологии XXI века... Это позволяет выйти на новый уровень взаимоотношений поставщиков услуг, управляющих компаний и административных ведомств с москвичами", - говорится там. Пассажи о техническом прогрессе, доступном рядовым жителям столицы, - те самые "потемкинские деревни", какие возводила в недалеком прошлом советская бюрократия. Люди давятся в очередях, сминая в руках бессмысленные бумажки, но это, как когда-то в СССР, у нас катастрофой не считают. При каждой мало-мальски серьезной проблеме госорганы уверенно прибегают к нажитому опыту и направляют граждан от одной инстанции к другой. Если кто и надеялся, что компьютерная система, отданная на откуп коммунальщикам, свергнет "совковый" порядок вещей, то этим мечтам нынешнее лето не пережить.

Выбор читателей