Курс рубля
- Ждать ли "апокалиптический" курс доллара: эксперты предупредили россиян
- Обменники массово закрываются по России после обвала доллара
- Минфин двумя словами объяснил причину обрушения рубля
|
В прессе и на ТВ сюжеты о неправильных счетах искать бесполезно: многие горожане еще не успели прочувствовать всю прелесть ситуации, а некоторые, особенно занятые на работе, вообще порой платят не глядя. На данном этапе главные действующие лица этой истории - люди среднего и старшего возраста, с советских времен приученные "не возникать". Они привыкли не затевать громких скандалов, не жаловаться, сознавая тщетность своего протеста.
Да сейчас им, собственно, и не по силам бороться против системы - против автоматизированной системы управления ЕИРЦ (Единого информационно-расчетного центра), той самой, что призвана "защитить граждан от ошибок в расчетах". Видимо, недавно установленная программа начала свою работу с нешуточных сбоев, и справиться с ней простым служащим не под силу.
Сотрудницу редакции "Yтра" Единый информационно-расчетный центр "порадовал" вдвое уменьшенным счетом на жилищно-коммунальные услуги. При ближайшем рассмотрении "ополовиненной" оказалась не только сумма, но и количество прописанных в квартире жильцов. Нелепая бумажка попросту проигнорировала одного из проживающих. Но в том, что счет пришел по нужному адресу, сомневаться не приходилось: во всем остальном данные были указаны абсолютно правильно.
Вопрос первый: кто виноват? Внизу каждой квитанции указан телефон, по которому следует обращаться с вопросами. Теоретически это номер для связи с сотрудником ближайшего информационно-расчетного центра. Практически (в нашем случае речь идет о Северном Медведкове) дозвон оказался делом затяжным. Трубку то не брали, то, вдруг обнадежив, бросали. Когда, наконец, удалось войти в контакт с искомым лицом, все оказалось просто: многоканальный телефон не работает уже два месяца. Да, собственно говоря, он и не нужен. С претензиями подобного уровня надо идти на поклон своими ножками, и на подходе непосредственно к цели возникает преграда. В виде очереди из товарищей по несчастью. В Северном Медведкове приемная состоит всего из одной тесной комнаты, поэтому не уместившиеся в помещении ждут на улице.
В основном звеньями этого "живого хвоста" являются пожилые люди, располагающие свободным временем в рабочие дни. В ЕИРЦ обращаются по всем вопросам - и по оформлению документов на субсидии, и по перерасчету, и так далее, поэтому работа каждого отдела рассчитана на определенное количество посетителей. Но "дефектные" счета вызвали приток ходоков; их число возросло в разы, и далеко не везде с наплывом недовольных способны справиться. Учитывая контингент, приступы плохого самочувствия в стихийно возникшей духоте и тесноте неизбежны.
Вопрос второй: что делать? "Ну один-то раз можно потерпеть", - скажет кто-нибудь из привыкших к очередям экс-советских граждан. Да вот в том-то и дело, что не один раз, а каждый месяц. Исправление в конкретную квитанцию внесут, но никто не гарантирует, что в следующий раз счет не будет содержать ахинею.
Как получилось, что в систему, до сих пор работавшую нормально, закрался сбой, сводящий все ее достижения на нет? "Абсолютно надежной техники, к сожалению, никто еще в мире не создал, однако ЕИРЦ оснащаются современным оборудованием, которое позволяет данные ситуации свести к минимуму", - сказал на онлайн-конференции директор ГУП "Московский городской единый информационно-аналитический центр" Александр Варев. Минимум превратился в добротный максимум: то, что призвано облегчить жизнь горожанам и уже успело порадовать их удобствами, вдруг превратилось в проблему. Упомянутое главой "МосгорЕИАЦ" современное оборудование в ряде случаев ведет себя подобно маразматической бабуле, путающей и забывающей все подряд.
"Умершие воскресают, живые непонятно куда деваются", - описала ситуацию корреспонденту "Yтра" начальник ЕИРЦ Северного Медведкова Екатерина Рогожина. Она объяснила, что "сбой произошел в связи с некорректным наложением одной программы на другую". Новая программа, по словам главы центра, крайне неудобна для использования. "Изменения вроде как должны быть направлены на облегчение труда, а выходит все наоборот. Старая программа любую операцию выполняла меньше чем за минуту, по новой долго ждем. И даже текст на бланках мелкий. Долги в базе не видны. Ее приходится сейчас восстанавливать вручную, работать с каждым плательщиком индивидуально", - посетовала Рогожина.
Из беседы с ней нам также удалось узнать, что очереди в Северном Медведкове усугубляются еще и сокращением штата: за последнее время несколько человек уволились. Хотя здешние "сборища" - по два десятка человек - это "сущая ерунда". "Вот в других районах что творится! Этот сбой, он ведь не только у нас. По всей Москве эта проблема. И вообще я удивлена, почему вы заинтересовались именно нашим районом, ведь в других все сложнее. Мы еще малой кровью отделались", - озадачила нас Екатерина Рогожкина. И добавила, что ей и ее коллегам хотелось бы помочь гражданам в их беде, но устранить сбой могут только программисты, а связаться с ними напрямую нельзя. Информацию нужно передавать через окружной ЕИРЦ.
"Yтро", естественно, обратилось в упомянутый окружной центр - ЕИРЦ СВАО - и из уст первого заместителя его директора Александры Басениной получили полное опровержение предыдущего рассказа. Оказалось, вообще ничего страшного в данной ситуации нет: "Программа налаживается, она дописывается сейчас. А неправильные счета - это единичные случаи, не массовые. (Надо отметить, что только в нашей редакции проблемы со счетами возникли сразу у трех человек. - Прим. авт.). Сбой произошел при переносе базы данных из старой программы в новую. Сейчас ведется восстановление информации, и счета за июль уже всем придут верные. Вообще такую стадию прошли все районы Москвы, просто в Северном Медведково она затянулась. Там еще проблема с сервером, он у них сильно устарел, и в ближайшее время им его будут менять".
Итак, совместными усилиями отечественных программистов Центра разработки ФОРС, выигравшего тендер правительственной программы, и дряхлого сервера москвичи вынуждены выстаивать в очередях. Правда, и очереди в беседе с Басениной выглядели этакой химерой. Это только в Северном Медведкове средоточие зла. "Там помещение небольшое, и, когда в нем скапливается много народа, становится душно. Одной женщине недавно стало плохо, и после этого перестали помногу запускать в помещение. Люди вынуждены стоять на улице, и, конечно, это их возмущает. У них там понедельник - нерабочий день. Во вторник утром всегда большая очередь, хотя к 12:00 она уже рассасывается. Я не знаю, почему они все идут именно во вторник, ведь по некоторым дням ведется прием граждан до 20:00. В субботу тоже приемный день, и отпрашиваться с работы вовсе не обязательно". Так что тут, как и в большинстве российских бед, виноваты сами граждане. А нечего валом валить во вторник, как сговорившись. Почему бы дружно не пойти в среду? Тем более что все, кто по рабочим дням занят, придут в субботу.
Вот так еще на этапе становления (конечный срок реализации программы по внедрению автоматизированной системы управления ЕИРЦ - 1 апреля 2007 г.) дало сбой очень полезное и позитивное, по сути своей, начинание. Конечно, со временем эта проблема решится, как решатся и другие, которым еще суждено возникнуть. Но чем и перед кем виноваты жители столицы, которые вместо обещанных удобств и гарантий безошибочности вынуждены разбираться с невнятными счетами, тратить время и силы на стояние в очередях. Сразу вспоминается прошлогодняя история с введением ЕГАИС. Механизм контроля за оборотом спиртосодержащей продукции, основанный на использовании толком не проверенной компьютерной программы, заставил продавцов выложить деньги за оснащение торговых точек новым оборудованием, а потом дал сбой. И в результате чиновники долго спорили, выясняя, почему с российских прилавков пропал алкоголь...
На официальном сайте "МосгорЕИАЦ" в разделе "Хорошее о нас" есть публикация, вычленяющая главные достоинства системы ЕИРЦ. "Четко работающая система использует информационные технологии XXI века... Это позволяет выйти на новый уровень взаимоотношений поставщиков услуг, управляющих компаний и административных ведомств с москвичами", - говорится там. Пассажи о техническом прогрессе, доступном рядовым жителям столицы, - те самые "потемкинские деревни", какие возводила в недалеком прошлом советская бюрократия. Люди давятся в очередях, сминая в руках бессмысленные бумажки, но это, как когда-то в СССР, у нас катастрофой не считают. При каждой мало-мальски серьезной проблеме госорганы уверенно прибегают к нажитому опыту и направляют граждан от одной инстанции к другой. Если кто и надеялся, что компьютерная система, отданная на откуп коммунальщикам, свергнет "совковый" порядок вещей, то этим мечтам нынешнее лето не пережить.
Ситуация на международной арене становится все хуже
Киев возмущает, что Москва возвращает свое пространство в дипломатической среде
"От России откажутся все": жуткое предсказание Аристоклия Афонского начало сбываться
"Раньше не видела ничего подобного": британцы сняли НЛО в форме конфеты
Дети массово рухнули на землю во время линейки в честь погибшего на СВО