КПРФ созрела для раскола

Российские коммунисты близки к размежеванию. Время бессменного лидера партии Геннадия Зюганова стремительно заканчивается – по объективным причинам. КПРФ ждет серьезное обновление


ФОТО: AP



Российские коммунисты близки к размежеванию. Слово "раскол" не произносится, поскольку не соответствует образу респектабельной партии, который Зюганов и его окружение все последние годы старательно (и в то же время не спеша) создавали. Однако расхождение во взглядах отдельных групп партийных функционеров становится все заметнее.

Путинская стабильность в целом пошла российским левым на пользу. Несмотря на жесткую, подчас жесточайшую критику со стороны пропрезидентской "Единой России", во всякой избирательной кампании ищущей и находящей антипода именно в коммунистах, последние в полной мере пользовались все это время когда-то высказанной президентом вводной о законном месте КПРФ в политической системе страны. В качестве современной партии КПРФ последние четыре года хотя и медленно, но совершенствовалась, продвигалась вперед. Однако темпы модернизации оставляли желать лучшего, а сама манера движения очень напоминала неловкую походку человека, который норовит с каждым следующим шагом поставить ногу не только вперед, но и чуть вбок, делая, в конце концов, продвижение невозможным.

Эта неуклюжесть и есть следствие бурлящих внутри КПРФ споров о том, куда "ставить ноги" в ближайшие годы. Время бессменного лидера партии Геннадия Зюганова стремительно заканчивается. Теперь уже не вследствие внутрипартийных или аппаратных интриг, амбиций молодых "волков". Просто пришло время перемен. Выдвижение Зюганова кандидатом в президенты на выборах в марте 2008 г. станет финальным аккордом его карьеры в качестве партийного вождя. Похоже, это понимает и он сам. Тем более что рассчитывать на что-то большее, чем титул лидера "объединенной оппозиции" (если действительно Зюганова поддержит весь оппозиционный Кремлю лево-правый спектр), очевидно не приходится.

КПРФ ждет серьезное кадровое обновление, считает заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. Ломоносова, кандидат политических наук Дмитрий Бадовский. По его мнению, к выборам 2011 - 2012 гг. у партии будет новое руководство. И сегодняшние противоречия между политиками внутри КПРФ и программами, которые они олицетворяют, – это дискуссии по определению дальнейших путей партии.

Основная борьба за наследство Геннадия Зюганова пока идет между его заместителями Иваном Мельниковым и Владимиром Кашиным. Каждый из них представляет некую "платформу действия": пока не конкретную, не прописанную в идеологемах, но вполне отчетливо проявляемую в реальной политике. Кашин придерживается ортодоксальных марксистско-ленинских позиций – он за действие, которое не выходит за рамки традиционных коммунистических идеологем. Мельников известен своим радикализмом с серьезными националистическими "вставками". Позиции Мельникова в партии довольно сильны: он отвечает за идеологию и финансы, его поддерживает солидное "радикальное" лобби из числа партийцев. Под его покровительством рядовые коммунисты, несмотря на официальную позицию руководства КПРФ, позволяют себе сотрудничать как с националистами (ДПНИ и запрещенной ныне НБП), так и "Другой Россией", принимая регулярное участие в "маршах несогласных". При этом активную информационную поддержку радикалам до последнего времени оказывала так называемая "группа Баранова" (Баранов, Милосердов, Басанец), для чего регулярно использовала главный интернет-ресурс партии.

Еще несколько месяцев назад казалось, что чаша весов склоняется в сторону Мельникова. Недаром в качестве основного вопроса для партийного пленума была избрана скандальная националистическая "русская тема".

По мнению Дмитрия Бадовского, такая расстановка сил произошла из-за той уникальной ситуации, в которой оказалась КПРФ, ставшая чуть ли не единственной оппозиционной системной партией, имеющей представительство в парламенте. "И эта уникальная ситуация притягивает к КПРФ не только коммунистический электорат, но и других протестных избирателей, которые лишены возможности эффективно вложить свой голос. Благодаря этим обстоятельствам компартия начала набирать очки на региональных выборах, мартовские прошли для нее достаточно успешно, – считает эксперт. – Это обстоятельство уловили в руководстве КПРФ. В частности, такую позицию олицетворяет Мельников".

Фактически сложилась группа модернизаторов, решивших использовать ситуацию, развить ее и сделать партию, которая может объединить широкие группы избирателей. Причем, не обязательно строго левых. Ответом стала активизация других идеологических течений в КПРФ и сторонников Кашина. Возникла дискуссия по поводу того, куда двигаться дальше, и обострилась борьба за лидерство.

Внутрипартийные интриги не пройдут для КПРФ бесследно. Данная ситуация, скорее всего, приведет к отколу, вытеснению той или иной группы, считает Бадовский: "История с неотроцкистским заговором достаточно красноречива. Куда склоняется чаша весов, окончательно станет ясно после парламентских выборов. Сегодня все группы в КПРФ, несмотря на внутренние противоречия, заинтересованы в успешном выступлении партии на выборах".

А после идеологические противники смогут воспользоваться плодами этого успеха. Многое будет зависеть от эффективности избирательной кампании компартии. Все-таки это будет попытка найти компромисс между разными точками зрения. КПРФ, конечно, не будет выходить на выборы с распростертыми объятьями для всех и каждого, включая либералов и несистемную оппозицию. Кстати, коммунисты, откликнувшись на согласие Касьянова поддержать кандидатуру Зюганова в качестве "единого кандидата", особо отметили, что идти на поводу у прокасьяновских либералов не станут.

С другой стороны, по мнению Бадовского, партия сделает попытку найти другие ниши для привлечения нового электората. Это могут быть попытки активизировать работу на селе, дальнейшие эксперименты с националистической тематикой и т.д. Однако действовать коммунисты тут будут очень осторожно, не рискуя поставить на все кон: роскошь быть нещадно битыми после всех небезуспешных усилий остаться "системными" они себе позволить не могут.

Выбор читателей