"Молодежка" прощается с большим футболом

Завтра сборная России матчем с французами завершит свое выступление на юниорском чемпионате Европы. После двух туров наша команда оказалась единственной, не набравшей ни одного очка




Завтра сборная России, составленная из футболистов до 19 лет, матчем с командой Франции завершит свое выступление на юниорском чемпионате Европы. Заключительная игра группового турнира станет для россиян последней в Австрии, так как после двух туров наша команда оказалась единственной, не набравшей ни одного очка и не сохранившей даже теоретических шансов на выход в полуфинал.

Две игры - два поражения, причем одно из них крупное (напомню, что наши проиграли немцам 2:3, а сербам - 2:6). Что это, провал? Если говорить о конкретных результатах конкретных матчей, пожалуй, и вправду провал. Но если призадуматься и вспомнить недавнюю историю (а мы ее, кстати, вспоминали как раз в то время, когда 19-летние россияне на отборочном турнире в Англии боролись за путевку в Австрию), можно придти к выводу, что слово "провал" применимо не столько к двум данным матчам, сколько к положению в отечественном юношеско-юниорско-молодежном футболе в целом.

Участие россиян в решающих стадиях континентальных первенств можно сосчитать на пальцах одной руки. Что касается 19-летних, им вообще не удавалось попадать в финальные турниры почти 20 лет, со времен СССР. Стоит ли удивляться тому, что, попав, наконец, в восьмерку лучших, они выглядят мальчиками для битья? Едва ли. А значит, проигрыши немцам и сербам - отнюдь не провал, а выдающееся достижение уже по той лишь причине, что игрокам вообще удалось эти матчи провести, удалось встретиться с такими соперниками.

Вспомним, что на отборочном турнире в Англии наши, победив англичан (2:0) и чехов (3:1), сыграли с голландцами вничью (0:0) и обошли их по разности мячей. А вот если бы не удалось добиться ничьей, если бы пропустили от голландцев один мяч и заняли в итоге второе место в группе - было ли бы это сочтено провалом? Конечно, нет: одержали две победы, были близки к успеху, но в упорной борьбе уступили авторитетным соперникам, ближайшим наследникам действующих чемпионов Европы среди молодежи... И сидела бы сейчас команда дома, не мучилась бы от невыносимой австрийской жары и не испытывала бы горечи поражений.

Так что вопрос о провале оставим в стороне. Правда, легче от этого не станет, ибо, вне какой-либо зависимости от результатов, нельзя не признать: наша команда существенно уступает в мастерстве обоим соперникам, с которыми сыграла здесь (и будет, думаю, уступать и завтра Франции).

Надеюсь, вы не забыли, с какими впечатлениями вернулся ваш покорный слуга примерно месяц назад с молодежного чемпионата Европы в Голландии? Уровень технической подготовленности увиденных там игроков показался мне поистине запредельным. Направляясь в Австрию, я предполагал, что здесь мастерство будет пониже, ведь два года разницы в возрасте на данном этапе довольно существенны. И действительно, нельзя говорить о том, что на этом турнире мы увидели уже сформировавшихся звезд, готовых хоть сейчас покорять сердца миллионов болельщиков. Но при этом техническая подготовка подавляющего большинства игроков все равно потрясает.

На этом фоне совершенно иначе начинаешь смотреть на футболистов, коих мы привычно называем "будущим российского футбола". Например, на Мамаева, о котором в последнее время столько говорилось. На молодого игрока претендовали несколько клубов, а достался он в итоге ЦСКА. Тогда это армейское приобретение преподносилось как нечто выдающееся, но здесь, глядя на Мамаева, ничего выдающегося не замечаешь. Как и глядя на Салугина, некогда успевшего поиграть за ЦСКА на самом высоком уровне и стяжать славу восходящей звезды российского футбола. Как и на Дзюбу, привлекшего к себе внимание с первого же появления в "Спартаке". Он и в Австрии без внимания не остается - как-никак, оба гола немцам забил, но поверьте: таких, как Дзюба, а то и лучше, тут в каждой команде хватает.

Вот поэтому смотришь на все происходящее на полях маленьких австрийских стадиончиков (эти удивительные арены заслуживают отдельного рассказа, и мы как-нибудь о них поговорим) и понимаешь: сборная России выглядит здесь случайным гостем. И если, допустим, испанцы, немцы или португальцы, не добившись желаемого успеха, могут сказать себе: "Ну ладно, в следующий раз все получится", то что можем сказать себе мы на сей счет? Когда он наступит, этот следующий раз - еще через 20 лет? Или вообще не наступит больше никогда?

И даже прошлогодняя неожиданная победа 17-летних россиян под руководством Игоря Колыванова - первая в российской истории - эту печальную ситуацию не изменила, так как не получила никакого продолжения и не дала уверенности в том, что уж теперь-то все пойдет на лад. И по-прежнему любое попадание наших команд в решающую стадию континентальных первенств будет восприниматься как чудесный подарок судьбы. Впрочем, то же самое мы ведь и про первую сборную можем сказать...

Выбор читателей