Француз с пустой головой живет полной жизнью

Врачи столкнулись с феноменом: 44-летний клерк, имеющий жену и ребенка, почти лишен мозга. Детская болезнь превратила его череп в скопление жидкости. Но при этом он не намного глупее окружающих




Нейропсихологам давно известно, что человеческий мозг таит в себе множество секретов, раскрыть которые просто так невозможно: нужен повод, счастливая случайность или стечение обстоятельств. Именно такая возможность подвернулась недавно марсельскому специалисту - доктору Лионелю Фейе. Его пациент, как выяснилось через какое-то время после начала обследования, дожил до вполне солидного возраста практически без головного мозга.

Мужчина, имя которого по понятным причинам не публикуется даже в специализированных медицинских изданиях, в настоящее время имеет семью - жену и ребенка. Ему 44 года, и он практически весь рабочий стаж получил на посту госслужащего. Для французских экспертов его существование - вполне, как оказалось, полноценное - стало источником невероятного удивления и ряда открытий. Традиционная медицина в таких случаях неумолима: люди с подобными нарушениями развития мозга не могут обладать нормальными интеллектуальными способностями.

В данном случае наука проиграла феномену человеческой природы. У пациента доктора Фейе IQ равняется 75 баллам при норме в 80 баллов. Показатель, который, по сути, практически соответствует стандарту, не является признаком умственной отсталости. Марсельские нейропсихологи отмечают, что наверняка множество окружающих нас мужчин и женщин обладают и меньшими коэффициентами, просто в тестах они не участвуют, так что никто об этом не знает.

Уникальный случай, зарегистрированный во Франции, заинтересовал ученых по всему миру. Многие недоумевают: как мозг пациента смог сохранить фактически все жизненно важные функции, при том что его как такового почти нет? Картина, открывающаяся на листах с результатами компьютерной томографии феноменального мужчины, вполне может претендовать на роль реквизита в фантастическом фильме. Желудочковые доли мозга у француза увеличены настолько, что собственно сам мозг - серое и белое вещество - как бы расплющен по стенкам черепа, оттеснен непосредственно к коре.

Причину такого ненормального развития жизненно важного органа доктора отыскали в раннем детстве своего пациента. В шестимесячном возрасте этот человек страдал от гидроцефалии, которую в просторечии называют водянкой мозга. Болезнь, чреватая фатальными последствиями для умственных способностей и даже для жизни, проявляется в избыточном скоплении спинномозговой жидкости в полости черепа. Если эта болезнь приобретенная, то она, как правило, начинается в очень раннем возрасте в результате перенесенного менингита, менингоэнцефалита, интоксикаций или травм головы. У малыша, больного гидроцефалией, неправильно срастаются черепные кости, голова непропорционально увеличивается и искажается по форме, слабеют слух, зрение и интеллект, встречаются косоглазие и непроизвольные судорожные вращения глазных яблок. Водянка, кроме того, сопровождается тошнотой и постоянными головными болями.

Поскольку в большинстве случаев причиной гидроцефалии является закупорка отверстий в желудочках мозга, через которые должна выходить спинномозговая жидкость, то чаще всего медики прибегают к хирургическому вмешательству. Именно так поступили и с нынешним обладателем сверхмаленького мозга. Ему провели шунтирование, в результате которого лишняя жидкость была откачана из черепной полости. Потом его анализы были в норме до 14 лет, когда пришлось повторить операцию. И с тех пор пациент жил, практически забыв о своем недуге. Он не раз проходил медицинский осмотр, но до сих пор никто из врачей не заметил ничего предосудительного.

Фейе и его коллеги связывают это с техническим несовершенством диагностического оборудования, которое могло стать причиной невыявления проблемы в прошлом, и с "человеческим фактором", действовавшим до недавнего времени: большинство врачей просто полагались на результаты, завизированные их предшественниками, и не вдавались в суть дела настолько, чтобы заметить серьезные отклонения.

Правда, специалисты сейчас сомневаются в том, что интенсивное лечение посредством серии многочисленных операций пошло бы феноменальному французу на пользу. Во всяком случае, на данный момент он жив, чувствует себя нормально, растит двухмесячного ребенка вместе с женой и занимает вполне респектабельную должность в бюджетной организации. Более того, этот гидроцефал практически не страдает от характерного снижения интеллекта, давая фору многим вполне здоровым, но обремененным плохой наследственностью сверстникам. Большой мозг, как отмечают нейропсихологи, - еще не гарантия выдающегося ума.

Выбор читателей