Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Россия два года пыталась привлечь внимание Европы к эстонским эскападам, но до сей поры безрезультатно. Международное сообщество предпочитало тему игнорировать и лишь изредка дипломатично выражало "сожаление" по поводу "разногласий" двух стран. Именно в таких выражениях председатель ПАСЕ Рене Ван дер Линден в свое время прокомментировал демонтаж памятника Воину-освободителю в Таллине, совершенный под покровом ночи.
Но последние события все же заставили ПАСЕ отреагировать. Это случилось после того, как в местечке Синимяэ собрались члены "Союза борцов за освобождение Эстонии" и ветераны СС из Австрии, Норвегии и других стран. Правда, по рассказам очевидцев, самих ветеранов на съезде было мало - всем им уже за 80, и очень немногие дожили до этого своеобразного триумфа.
Поддержать ветеранов прибыли молодые люди в футболках с надписью "Эстонский легион", которых привезли на двенадцати фирменных автобусах. Для собравшихся сыграл оркестр Минобороны и спел мужской хор Академии наук. Министр обороны Яак Авиксо прислал поздравление, в котором почему-то сравнил тех, кто пошел воевать в немецкую армию, с теми, кто весной помогал полиции разгонять противников переноса памятнику Воину-освободителю. Но едва начали зачитывать послание министра, как полил сильнейший дождь, и все микрофоны отключились. Так что понять значение этого сравнения не удалось.
Итак, ПАСЕ все же решила обсудить и даже осудить Эстонию. Правда, до намеченного обсуждения еще больше двух месяцев. А пока Рене Ван дер Линден заявил следующее: "Мы против подобных упоминаний нацистского прошлого, а особенно таких, которые стремятся привлечь общественное внимание к происходящему в прошлом, что, по нашему мнению, никогда не повторится". Хочется надеяться, что сам господин дер Линден понял то, что сказал. А мы, вероятно, так и не узнаем, что именно, по авторитетному мнению Парламентской ассамблеи, "никогда не повторится": прошлое, попытки привлечь внимание к нему или что-то еще. Возможно, все дело в трудностях перевода. Но, скорее, это издержки европейской дипломатии, патологическая боязнь четких формулировок.
Международное сообщество упорно держит нейтралитет. Который, конечно, можно было бы назвать "попустительством", если не принимать во внимания того, что Европе незачем вмешиваться в постсоветские склоки. Надо жить настоящим, считают прагматичные европейцы, налаживать, так сказать, взаимовыгодное сотрудничество. Что и говорить, "сесть за стол переговоров" всегда разумнее, чем махать кулаками. Вот только насколько реально договориться с тем, кто категорически этого не желает?
В недавних словах эстонского министра иностранных дел Урмаса Паэта - что фашизм является "слишком преступной идеологией, чтобы использовать ее в повседневной политике, как это делает Россия", - трудно обнаружить стремление к конструктивному диалогу. Равно как и в советах того же Паэта бороться с ксенофобией и шовинизмом, которые процветают в России. Вряд ли Эстония, где проживает 140 тысяч ограниченных в правах неграждан, может научить Россию любви к иностранцам.
Так что же остается делать? Продолжать дипломатическую перебранку с неочевидным практическим результатом? Ждать осенней сессии ПАСЕ в Страсбурге? Ван дер Линден довольно решительно пригрозил "внести этот вопрос в повестку дня, оказать политическое давление, уделить больше внимания в Ассамблее Совета Европы". И это, действительно, все, чего стоит ожидать от предстоящих дебатов. Собственно говоря, у России остается лишь один по-настоящему эффективный метод воздействия на Эстонию - ввод экономических санкций.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету