"Голова мужчины" оказалась подделкой

Картина Ван Гога, 70 лет хранившаяся в австралийском музее, признана голландскими экспертами поддельной. Ранее специалисты оценивали ее в 21 миллион долларов. Ее теперешняя стоимость, вероятно, резко снизится


ФОТО: AP



Рынок поддельных произведений искусства существовал всегда, и нелегальные копии часто попадают в музеи. Проанализировав картину "Голова мужчины", голландские специалисты пришли к выводу, что это полотно, в течение 70 лет хранившееся в Национальной галерее "Виктория" в Австралии, является подделкой. Сейчас предполагается, что полотно было выполнено учениками Ван Гога, но и эта версия пока не подтверждена окончательно.

Картина оказалась в Австралии в 1939 году. Ее привез туда вместе со своей художественной выставкой Кит Мэрдок - отец медиамагната Руперта Мэрдока. Через год после организации экспозиции австралийское правительство заплатило около $3,5 тыс. за "Голову мужчины", так картина попала в Национальную галерею. Впоследствии специалисты, считая картину работой Ван Гога, оценивали ее в $21 миллион.

Впервые подлинность полотна поставили под вопрос искусствоведы на выставке коллекции музея "Виктория" в Эдинбурге. Тогда власти Австралии согласились передать картину специалистам из музея Ван Гога в Амстердаме, чтобы они прояснили все сомнения. И именно им удалось установить, что "Голова мужчины" - всего лишь качественная подделка.

Эксперты не всегда могут сразу определить, кто именно является автором той или иной картины. Так, только в 2003 г. нидерландские ученые из музея Рембрандта выяснили, что "Портрет русского аристократа" на самом деле является неизвестным до этого автопортретом Рембрандта. Ученые предположили, что первоначально великий художник передал это произведение своему ученику, а тот решил продать ее русскому купцу. Но он, видимо, подумал, что русский купит картину, скорее, с изображением боярина, чем фламандского буржуа. Тогда он пририсовал к автопортрету Рембрандта пышные локоны, бородку и боярскую шапку.

Сомнения в подлинности живописного полотна возникли у ее французского владельца, к которому картина попала еще в 1930-е гг., но в тот момент даже после экспертиз ученые не пришли к единому мнению, подделка это или подлинник.

Последующие исследования были проведены только в 1995 г., когда прежний хозяин передал картину в музей "Дом Рембрандта" в Амстердаме. Там с картины сняли слои, нанесенные поверх оригинала, и выставили исходное полотно на обозрение публики. Сейчас картина оценена в $30 миллионов.

Произведения искусства часто переделывались или подделывались с целью как можно выгоднее продать их. К примеру, одним из самых известных людей, занимавшихся подделкой картин, считается Джон Майат. За десять лет он нарисовал нелегальные копии двухсот работ Моне, Матисса и других великих художников. В 1999 г. после раскрытия преступления его приговорили к году тюремного заключения. Когда Майат вышел из тюрьмы, то решил открыто продавать копии, подписываясь своим именем.

Выбор читателей