Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Газопровод Туркмения – КНР планируется запустить в 2009 году. Но маршрут до недавнего времени был не определен, и Киргизия имела все основания рассчитывать на роль транзитной страны со всеми экономическими и политическими преимуществами такого статуса. Китай ничего не обещал, но проявлял к соседу всяческую лояльность, даже на саммит ШОС одолжил денег и помог построить в Бишкеке апартаменты для высоких гостей.
Однако, когда 16 августа, на саммите, премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев прямо спросил о газопроводе, председатель КНР Ху Цзиньтао ответил вполне по-восточному, с многозначительной неопределенностью. Очевидно, за газ от киргизов ждали ответной любезности, а именно вывода американской авиабазы "Манас", которая давно раздражала Китай и которую, кстати, Киргизия обещала убрать еще на позапрошлом саммите в Астане. Но не дождались. И буквально через пару дней Цзиньтао с Назарбаевым подписали соответствующее соглашение, оставив Киргизию с носом. А точнее, с "Манасом".
С этой авиабазой у киргизов уже давно больше мороки, чем выгоды. Поселились американцы в Манасе в 2001 г., чтобы присматривать за соседним Афганистаном. С тех пор в стране не прекращались протесты на всех уровнях. То народ недоволен бесчинствами американских солдат, то даже сам парламент просит правительство пересмотреть условия соглашения с США. Не говоря уж о давлении России с Китаем, которые в последнее время очень сблизились на антиамериканской почве.
Сам киргизский президент Курманбек Бакиев вроде тоже регулярно порывается разобраться с авиабазой, но каждый раз США проводят спешные переговоры, повышают арендную плату и вопрос закрывается. Кроме того, Вашингтон пытается купить Бишкек, обещая прямую финансовую помощь в рамках программы "вызовы тысячелетия". Впрочем, даже самые щедрые вливания не обеспечат киргизов газовой независимостью, ведь до сих пор единственным поставщиком газа в страну был и, видимо, останется, Узбекистан, который, кстати, вовсю пользуется своим монополизмом и регулярно перекрывает трубу "по техническим причинам".
Умение комфортно сидеть на нескольких стульях, конечно, необходимый талант для маленькой страны, окруженной могущественными соседями. Предыдущему президенту Киргизии Аскару Акаеву это удавалось неплохо. Он и с американцами договорился, и российскую базу практически бесплатно разместил, при этом пользовался полной финансовой и политической поддержкой обоих "стульев". Старался и китайские инвестиции привлечь, и даже пытался отдать Китаю часть киргизской территории в рамках пограничного соглашения в обмен на "расширения взаимовыгодных контактов", но парламент не разрешил.
Нынешнему киргизскому руководству этой гибкости и даже изворотливости явно недостает. Но и решительности, чтобы отстаивать свои интересы, не хватает тоже. В результате "стулья" падают один за другим. И неудача с туркменским газом, вероятно, не последний печальный результат "молчания на саммите".
Ситуация резко изменилась