Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Как известно, впервые в своей истории Швейцария отказалась выполнять международный договор о правовой помощи. Местный суд признал дело "ЮКОСа" "неправовым" и разморозил счета компании в швейцанских банках - всего около $250 миллионов. Из них $68 млн принадлежат одному из главных фигурантов этого громкого дела - Леониду Невзлину, которого российская прокуратура обвиняет в организации двойного убийства.
С момента получения в Израиле статуса политического беженца, Невзлин не переставал транслировать в публичное пространство свои политические взгляды на происходящее в России. Резюме этих взглядов выглядит так: президент России - "палач", финансируемый олигархом Абрамовичем, высшие чиновники - "лузеры", а путинский режим необходимо свергнуть. Конкретные способы смены власти олигарх не уточнил, но сообщил, что для него "морально оправдана любая жесткость, чтобы содействовать уничтожению этого преступного, неконституционного режима" и что он "приложит для этого все силы".
Впрочем, в момент произнесения этих слов (2005 г.) сил у Невзлина было немного, так как большая часть его состояния, когда-то оцененного журналом Forbes в $2 млрд, была либо конфискована в России, либо заблокирована иностранными властями по требованию российской прокуратуры. Теперь, когда крошечную (относительно) часть денег удалось вернуть, политическая активность Невзлина резко возросла. Он заявил, что собирается учредить гранты для "мужественных людей", которые продолжают бороться с режимом, "несмотря на репрессии". При этом олигарх желает, чтобы все случаи нарушения прав человека в России дошли до сведения ПАСЕ, Европейского суда по правам человека и, почему-то, Конгресса США. По неизвестной причине, борец за свободу убежден, что уж в Америке, считающей Россию чуть ли не главным своим противником, все эти нарушения оценят исключительно объективно и непредвзято.
Впрочем, подобные заявления для Невзлина абсолютно естественны и даже необходимы. При нынешнем весьма шатком положении бывшему нефтяному магнату практически ничего не остается, кроме как действовать по примеру Бориса Березовского, своего собрата по несчастью. Кстати, олигархи даже не скрывают, что частенько созваниваются и, забыв все прежние коммерческие разногласия, "дружат против Путина".
Россия регулярно требует от израильских властей экстрадиции Невзлина, настаивая на том, что он виновен в тяжких преступлениях. Пока запрос остается без ответа. Но Генпрокуратура не сдается и придумывает все новые способы добиться своего. Так, в мае израильский суд начал рассмотрение дела о незаконности предоставления Невзлину гражданства. Иск подал местный журналист, "тесно сотрудничающий" с российской прокуратурой. Утверждается, что олигарх обманул власти, обратившись за убежищем, будучи под следствием. За это его могут лишить гражданства, и зловещая экстрадиция таки состоится. Кроме того, Невзлин уже успел "отметиться" и на исторической родине. Его имя упоминается в числе фигурантов по раскрытому недавно громкому делу об отмывании денег через банк "Апоалим".
В этой ситуации для Невзлина крайне важно оставаться политическим деятелем, гонимым революционером, а не простым бизнесменом, замешанным в каких-то махинациях и сбежавшим от правосудия. Чтобы создать нужный образ, он, как и Березовский, не жалеет пламенных призывов и резких выражений, зачастую - на грани допустимой даже в маргинальной среде фола.
Как бы то ни было, вкладывая деньги в российскую оппозицию, Невзлину следует помнить о больших инвестиционных рисках такого проекта. Либеральные движения, как, впрочем, и любые другие, очень хорошо научились "осваивать бюджет" с минимальными трудозатратами. Так что борьба за права человека, руководимая из-за рубежа, вряд ли принесет значительные плоды.
Судя по нацеленности Невзлина на "силовой переворот" в России, финансировать он хочет всевозможные радикальные движения, готовые, по рецепту олигарха, раскачивать ситуацию с помощью жестких провокаций. Однако итог вполне предсказуем. Радикалы останутся ни с чем, а Невзлин поступит как истинный коммерсант: получит необходимые ему политические дивиденды от очередной порции громких заявлений, а деньги вложит в более выгодный проект. В те же пищевые добавки...
Ситуация резко изменилась