Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: museum.ru |
Как правило, куратор выявляет значимые, а иногда и почти невидимые параллели между старым и новым искусством, причем последнее может оказаться как изысканной интерпретацией, так и тщательно завуалированным стебом. На этот раз предметом пристального внимания Ипполитова оказалась Ольга Солдатова - известный московский художник и по совместительству парижский модельер, которая уже не один год разрабатывает в своем творчестве тему советского монументального стиля, разбавляя его легкомысленным арт-деко.
Организаторы выставки намеренно выделили для экспозиции брутальное пространство Флигеля-Руины, справедливо угадав, что на фоне кирпичных нештукатуреных стен и деревянных перекрытий солдатовские мозаики из полудрагоценных камней и вышитые бисером панно будут напоминать уцелевшие фрагменты древней цивилизации. Тем более что, согласно изначально поставленной задаче, Ольга Солдатова должна была творчески исследовать не только сталинский ампир, но и его корни: в процессе подготовки выставки художница неоднократно посещала Помпеи исключительно ради того, чтобы познать премудрости античного искусства, на протяжении нескольких столетий вдохновлявшего классицистов. Кстати, когда-то помпейские мозаики привели в восторг самого Александра Дейнеку - пропагандиста и отца-основателя высокого стиля "метрополитен".
На первый взгляд произведения Ольги Солдатовой, появившиеся на свет в результате подобных изысканий, больше всего напоминают модные в конце прошлого столетия стилизации в духе постмодернизма. Олимпийские боги с ликами советских трудящихся изящно позируют на золотом фоне, характерном для мозаик московской подземки. В то же время орнамент с элементами советской тематики вроде гигантских звезд и военных самолетов переплетается с дробным цветочными мотивами, в равной степени чуждыми как Древней Греции, так и сталинскому стилю.
Другая группа работ не апеллирует напрямую к античным формам, гораздо более откровенно отсылая зрителя к стилистике соцреализма. Правда, и здесь герои огламурены по всем требованиям современного арт-рынка: мужчина в каске застенчиво поигрывает орудием труда, а прелестница в кирзовых сапогах принимает позу Венеры Милосской.
В то же время ни в коем случае не стоит рассматривать полученный арт-продукт исключительно как модный ширпотреб. Более всего подобная выставка заставляет задуматься о тяжелой судьбе классицизма, уже полтора века тому назад утратившего всякую актуальность. Недостижимые высоты этого стиля, заложенные еще в античной культуре и нашедшие свое наиболее яркое воплощение в искусстве Ренессанса и отчасти барокко, по инерции служили путеводной звездой художникам еще в течение нескольких веков. С точки зрения сегодняшней истории искусства, бедные и хотя бы мало-мальски удачные побеги классицизма представляют безусловный интерес. Художественная ценность мозаик московского метрополитена, когда-то наверняка приводивших в ужас эстетов и знатоков искусства, растет с каждым днем. И кто знает, может быть, лет через 100 работы Солдатовой будут рассматриваться историками как искренняя (и может быть последняя) попытка художника возродить классическую традицию, адаптировав ее в соответствии с правилами современного культурного контекста.
В сегодняшнюю экспозицию вошли практически все самые известные произведения Ольги Солдатовой, находящиеся в частных московских коллекциях, а также новые работы, сделанные специально для этого проекта. Разумеется, не стоит обольщаться, что модная художница выполняла весь трудоемкий объем работ своими белыми ручками - на Солдатову трудилась целая мастерская, в лучших традициях Средневековья работающая под братским анонимным логотипом "Тверское отделение".
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету