Зубков - собирательный образ коллективного разума

"Неизвестный Зубков появился не зря - он пропущен через анализаторы такого порядка, что нам даже трудно представить", - уверен один из патриархов кавказской политики Знаур Гассиев


ФОТО: Юрий Котенок



Эксклюзивное интервью со спикером парламента Республики Южная Осетия, одним из патриархов кавказской политики Знауром Гассиевым

"Yтро": Знаур Николаевич, как на Кавказе, и в Южной Осетии в частности, оценивают последние назначения в руководстве России?

Знаур Гассиев: Как начало президентской кампании. Не случайно господин Зубков на вопрос о том, будет ли он баллотироваться в президенты России, фактически дал положительный ответ. Так что, возможно, именно он и станет президентом, если сделает что-либо толковое за эти шесть месяцев.

"Y": Траектория продвижений Зубкова напоминает приход к власти Путина. В России, и тем более на Западе, снова зададутся вопросом "ху из мистер Зубков"?

З.Г.: Разговор о том, что Путин готовит сюрприз по кандидатам, велся давно. Предполагали, что на первый план выдвинутся не Иванов и Медведев, а третий, неизвестный, что и получилось. Действительно, Зубков из силовиков - финансовый мониторинг в белых перчатках не проводят. Что новый премьер представляет в плане личных качеств - пока сказать трудно. Он упал, как град с неба. В истории есть множество примеров, когда прогнозы не сбывались. Но, с другой стороны, не будем сбрасывать со счетов и самого Путина. Во-первых, шесть месяцев еще что-то значат. Россия, после того как немножко отряхнулась от ельцинизма и начала подниматься с колен, находится на перепутье.

Оставлять дело на полпути, и самим фактом ухода Путина рисковать, чтобы все рухнуло, вряд ли станут. Зубков, видимо, является кандидатурой коллективной, которая обговаривалась не только в больших сферах, но и в специфичных, нам не известных спецорганах, силовых структурах и многих других. Это Ельцин мог выдвигать человека, который был близок ему по каким-то вещам. Но даже если Путин делает ставку на кого-то из близких знакомых или коллег - это слишком рискованно. Видимо, новая кандидатура - собирательный образ. Просто этот образ сфокусировали на личность. Так что вопрос Запада "Кто вы, мистер Зубков?" еще более актуален, чем для Путина. Вместе с тем, как только Ельцин послал Путина в ФСБ, стало ясно, к чему идет дело. Так и неизвестный Зубков появился не зря - он пропущен через анализаторы такого порядка, что нам даже трудно представить.

"Y": Чем, на ваш взгляд, объяснить твердость коммунистов, не поддержавших кандидатуру Зубкова в парламенте?

З.Г.: Откровенной игрой, поскольку нужна альтернативная кандидатура на выборах. Эта роль и уготована коммунистам, хотя все заведомо знают, что их кандидат не пройдет. Своим поражением коммунисты прикроют конституционность выборов, не более того.

"Y": В Абхазии и Южной Осетии во время президентства Путина ощущается реальная помощь от России. Нет опасений, что этот курс подвергнется ревизии?

З.Г.: Восемнадцать лет подвешенного состояния сказываются на настроениях людей. Но есть ключевой момент - российский элемент в Южной Осетии стабилен. Конечно, существуют внутренние проблемы: народ устал, и малейшие ошибки и неточности в действиях заслуживают неодобрение. Грубо говоря, люди терпели и терпят, считая, что раз они с Россией, то выстоят в этих условиях. Это не просто вера в Россию - ее действия на практике все больше проявляются в повседневной жизни. Во-первых, поднимается экономика. Проведение газа из России, которое стоит 15 млрд, является, без преувеличения, чудом. Газопроводу население придает огромное значение не только как теплоносителю, но и как политическому решению в ответ недругам и клеветникам России. А есть и более знаменательные моменты, которые особо не озвучиваются, но уже не являются секретом - в Южной Осетии строятся российские военные базы. Одна уже закончена. Этим занимается Спецстрой Минобороны.

"Y": Вопрос признания Южной Осетии не решается уже на протяжении стольких лет. Зачем ждать прецедента Косова? Что мешает признать РЮО сейчас, в ключевой момент?

З.Г.: В связи со сменой правительства в эти дни сразу вектор переключился на фигуру Зубкова. Линия Путина ясна, а как будет с Зубковым? Но мы уже получили ясный сигнал. В электронных СМИ уже обнародовано мнение Зубкова о том, что в числе приоритетных задач, которые он будет решать сразу, - Союз с Белоруссией и вопрос Южной Осетии и Абхазии.

"Y": Согласитесь, России трудно будет отдать контроль за Рокским тоннелем кому бы то ни было, если в Южной Осетии станет действовать ветка "Газпрома" и будут находиться военные базы. Маятниковая политика России подошла к концу?

З.Г.: Несомненно, Россия отсюда не уйдет. Говоря лозунгом, наша сила в народе. Любой, сидящий здесь в кресле, как только отойдет от этой позиции, будет разобран на части. Наша естественная тяга на север - даже не политика, а тяга на историческом уровне, генных началах. В наших школах, несмотря на всплеск национального самосознания, идет обучение на русском языке. Ведь если нас, не дай бог, силком затянут в Грузию, русский язык здесь исчезнет, как его уже нет в Грузии. Кстати, скоро в Тбилиси не будет грузинского языка с такими темпами перевода вывесок на английский. И планы грузинского руководства легализовать однополые браки - не наш путь.

"Y": Ваши оценки происходящего в Грузии так разнятся со словами Кондолизы Райс, которая хвалит Грузию за "впечатляющие успехи"...

З.Г.: Это рассчитано на определенную категорию людей. Кондолиза Райс не такая уж и полоумная особа, чтобы самой верить в свои слова. Ее реплики звучат в оправдание действий уходящей администрации. Но не клеится здесь у американцев, как и в Грузии, которую используют, чтобы подразнить Россию. А вот в Южной Осетии тыл крепкий, так что наш оптимизм растет изо дня в день.

"Y": Спасибо за беседу.

Выбор читателей