В космосе засекли "редкую птицу"

При помощи обсерватории, предназначенной для наблюдения за Солнцем, астрономам удалось обнаружить комету редкого класса - периодическую. На сегодня из тысяч открытых комет таких насчитывается лишь 190

Ученому Себастьяну Хенигу из института радиоастрономии Макса Планка удалось обнаружить космическое тело редкого класса - периодическую комету. Что интересно, открытие было совершено при помощи орбитальной обсерватории, изначально предназначенной для наблюдения за Солнцем.

Периодические кометы не балуют астрономов своим появлением - из 1,3 тыс. комет, открытых с 1995 г. до сегодняшнего дня, лишь 190 принадлежат к этому редкому типу. Да и такую информацию нельзя считать абсолютно достоверной.

Периодическими называют те кометы, которые хотя бы два раза были замечены во время их максимального приближения к Солнцу. Одна из известнейших на данный момент подобная "космическая странница" - комета Галлея, пролетающая мимо Земли и направляющаяся к Солнцу. Период ее обращения составляет 75 - 76 лет.

Сотрудники обсерватории SOHO (Solar and Heliospheric Observatory) заметили новую комету еще в сентябре 1999 г., проанализировав снимки. В 2003 г. похожий объект снова привлек внимание ученых. Себастьян Хениг предположил, что, возможно, это одна и та же комета, обращающаяся вокруг Солнца с периодичностью в четыре года.

Для того, чтобы проверить свою версию, астроном произвел ряд вычислений, согласно которым комета, получившая название P/2007 R5, должна была появиться на своем обычном месте 11 сентября 2007 года. Так и случилось - комета прибыла точно по "расписанию".

Ученые составили целое досье на новое небесное тело. Согласно их данным, диаметр кометы составляет 100 - 200 м, что не так уж и много по космическим меркам. Необычность P/2007 R5 заключается в том, что у нее нет стандартного строения кометы - ни хвоста, ни "мантии" из газа и пыли. Также было отмечено, что при приближении к Солнцу на расстояние в 7,9 млн км яркость P/2007 R5 возросла сразу в миллион раз. Карл Бэттемс, один из участников программы SOHO, не исключает, что обнаруженное тело может быть ядром мертвой кометы, лишившейся хвоста и светящегося облака. Следующее появление "гостьи" ожидается в сентябре 2011 года.

Если подобные прогнозы лишь воодушевляют ученых, то предсказания астрономов на 2029 г. поначалу заставили мир поволноваться. Еще бы - три года назад исследователи рассчитали орбиту одного из самых крупных астероидов, замеченных в последнее время, и заявили о том, что через 20 с небольшим лет он упадет прямиком на Землю. Учитывая возможные последствия, ученые назвали скитальца Апофисом - по имени древнегреческого бога хаоса и тьмы. Правда, после детальных вычислений выяснилось, что космический гигант пройдет на расстоянии 36 тыс. км от Земли, так что все волнения оказались напрасными.