Целующиеся милиционеры возмутили министра

Выставка, которая должна в октябре открыться в Париже, вызвала негодование министра культуры Александра Соколова. Чиновник назвал экспозицию "позором для России"




Российские выставки за рубежом всегда принимают на ура. Так, в Париже с нетерпением ждут экспозицию "Соц-арт", которая с 3 марта по 1 апреля выставлялась в Третьяковской галерее в рамках 2-й Московской биеннале. Однако министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов считает, что эта выставка станет "позором для России, за который отвечать нам придется уже по полной".

Возмущение министра вызвала, в частности, картина "Эра милосердия", известная также, как "Целующиеся милиционеры". На ней, как следует из названия, запечатлена пара блюстителей порядка, слившихся в страстном поцелуе в березовой роще. Творение скандально известных русских художников Мизина и Шабурова из дуэта "Синие носы", созданное в 2004 г., Соколов назвал "эротическими картинками".

Если бы подобная выставка проходила в каком-нибудь частном музее или выставочном зале, уверен министр, она бы не вызвала столь бурной реакции со стороны общественности. Однако, поскольку экспозиция проходит в главной галерее страны, национальной гордости России, недовольство деятелей культуры неизбежно.

Соколов заявил: еще в воскресенье экспонаты скандальной выставки находились в России на таможне. Он также выразил уверенность в том, что предпринял все возможное, чтобы экспозиция до Парижа не доехала. "После того как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, первое, что делает Россия - показывает там порнографию. Одно с другим никак не клеится", - добавил министр. Он также отметил, что вся ответственность за формирование коллекции ложится на руководство Третьяковской галереи, хотя составляют ее эксперты.

Напомним, масштабный выставочный проект "Соц-арт", представленный в Третьяковке весной этого года, состоял из двух частей: "Политическое искусство в России" и "Политическое искусство в Китае". Работа, вызвавшая столь бурные эмоции у министра, относилась к первой части экспозиции.

Сам термин "соц-арт" был придуман еще в 1972 г. творческим дуэтом художников Виталия Комара и Александра Меламида по аналогии с "поп-артом". Именно так они назвали свой проект для одной из квартирных выставок. Как считали сами авторы, советским людям не было знакомо изобилие предметов быта, которые становились объектами поп-арта, однако что касается коммунистической идеологии - уж ей-то жители бывшего СССР были пресыщены сверх меры. Основным принципом соц-арта стало осмеяние и критика ценностей, культов и верований, навязываемых человеку властью.

Выбор читателей