Певец крестьянской жизни

Галерея "Дом Нащокина" представляет выставку Владимира Любарова "Физкультпривет!". Сюжеты для картин художнику подсказали жители деревни Перемилово, необычайно вдохновившиеся перспективой проведения Олимпиады в Сочи


ФОТО: museum.ru



В эпоху безоговорочного торжества технического прогресса люди творческие все чаще стремятся уйти подальше от шумной цивилизации. Не стал исключением и художник Владимир Любаров - известный книжный график, проиллюстрировавший более ста книг, среди которых Вольтер, Рабле, Гоголь, Стругацкие, Шолом-Алейхем, Зингер. Одиннадцать лет он был главным художником продвинутого, а порой и почти антисоветского журнала "Химия и жизнь", а в начале перестройки вместе с коллегами и друзьями-писателями организовал самое первое в нашей стране частное книжное издательство "Текст".

Однако в 1992 г. Любаров неожиданно для окружающих резко изменил свою жизнь. Отказавшись от амплуа столичного художника, он купил маленький дом в Богом забытой деревне Перемилово на самом краю Владимирской области и с головой окунулся в простую сельскую жизнь. Кстати, художник и по сей день убежден, что в Перемилово его завела сама судьба - согласно легенде его "Москвич" заглох у холма, на котором стоит деревня, и наотрез отказался двигаться дальше. Тишина и свежий воздух вдохновили замотанного жизнью графика обратиться к живописи. Так появились первые полотна Любарова на тему "Картинки из русской жизни". Простые и задушевные крестьянские лица неожиданно оказались вполне ходким товаров - иностранцы скупали изображения селян не хуже, чем матрешки и балалайки. И хотя, по мнению специалистов, в бесхитростных композициях любаровских картин то и дело угадывается сюжет из какого-нибудь шедевра мировой литературы, за их автором уже давно упрочилась репутация подлинного певца крестьянской жизни.

Московская галерея "Дом Нащокина" представляет выставку Владимира Любарова "Физкультпривет! или Как деревня Перемилово превратилась в Russian Olympic Village". Выставочный проект продолжает начатую 15 лет тому назад серию "Деревня Перемилово". Деревня, созданная воображением художника, вовсе не идиллична. Здесь кривые заборы, вековые лужи по колено, тощие коровы, задумчиво жующие чахлую растительность. Здесь обитают мелкие пьяненькие мужички и могучие бабы, держащие на своих плечах весь русский космос. Любаровские перемиловцы переживают наводнения, гололед и засуху, справляют надрывные свадьбы и похмельные поминки, пьют до беспамятства и трезвеют почти до святости. В их облике и одежде проступают черты предков, а в их глазах - вечные русские мечты о лучшем будущем.


Фото: museum.ru

На этот раз сюжеты для картин Любарову подсказали сами жители деревни Перемилово, необычайно вдохновившиеся перспективой проведения Олимпийских игр в отечественном, а значит - практически родном городе Сочи. Правда, любаровские персонажи явно далеки от ведения здорового образа жизни: приземистые и изрядно упитанные, они по-прежнему выглядят неповоротливыми увальнями. Таков уж стиль художника, за что его любят относить к разряду примитивистов. Действительно, знатоки, хорошо знакомые с традицией народного творчества конца XIX - начала ХХ в., обнаружат здесь много общего с образами костромского самородка Ефима Честнякова и других талантливых крестьян-самоучек. Но это, в конце концов, не так важно. Гораздо интереснее другое: в буднях и праздниках этих неповоротливых деревенских жителей - то обнаженных, то одетых в убогие костюмы, пьющих горькую или же веселящихся с похмелья - автор сумел разглядеть извечную гармонию микрокосма, которая легко прочитывается в работах Питера Брейгеля-старшего или голландских художников XVII столетия, но едва ли может быть обнаружена в наши дни.

Выставка работает до 15 декабря

Выбор читателей