Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Прием этот стар как мир: не можешь уладить внутренние проблемы – переведи стрелки на внешнего врага, а еще лучше – спровоцируй войну, являющуюся испытанным способом снятия противоречий и консолидации нации. Не зря еще в конце октября в Грузии заговорили о том, что в противовес ноябрьскому выступлению оппозиции грузинские спецслужбы готовят ликвидацию ставленника Саакашвили, марионеточного главы временной грузинской администрации в Южной Осетии Дмитрия Санакоева, с тем чтобы, обвинив в этом убийстве Цхинвал, начать боевые действия в зоне грузино-осетинского конфликта.
И тем самым "помириться" с оппозицией, которая критиковала Саакашвили, в первую очередь, за невыполнение обещания восстановить территориальную целостность Грузии. К этой теме постоянно обращаются лидеры грузинской оппозиции, ее затронул в своем скандальном выступлении на телеканале "Имеди" и Ираклий Окруашвили, прямо обвинивший президента в срыве военной операции против Южной Осетии. В общем, грузинская оппозиция не любит Россию, и ее представители любят поговорить о "русской оккупации" в прошлом и о "давлении, которое Москва оказывает на Тбилиси", сегодня.
Но на этот раз Саакашвили, похоже, промахнулся. Устроив в центре Тбилиси настоящее побоище, то есть именно то, на что четыре года назад, во время "революции роз", не решился Эдуард Шеварднадзе, и снова заговорив о "руке Москвы", он поставил себя в дурацкое положение. Перевод стрелок на Россию имел бы смысл только в том случае, если бы это российский военные избивали митингующих, как это было в апреле 1989 года. Заметим, что тогда трагические события стали катализатором грузинского национализма, на волне которого и начались конфликты в Абхазии и Южной Осетии, со временем превратившиеся в полномасштабные войны.
Но сегодня оппозиция пока не спешит вестись на привычные антироссийские лозунги, и не из-за того, что она вдруг полюбила Россию, а потому, что сегодня ей уже не до "происков Москвы". Эту мысль четко и ясно выразила Саломе Зурабишвили, ранее занимавшая пост министра иностранных дел. Комментируя последние заявления президента, она сказала, что "грузинский народ устал от привычки Саакашвили во всем винить Россию".
Тем временем дипломатические отношения между Тбилиси и Москвой оказались напряжены до предела. Посол Грузии в Москве отозван в Тбилиси для консультаций, трое сотрудников российского посольства были обвинены в подрывной деятельности и объявлены персонами нон грата. Москва пообещала дать адекватный ответ, имея в виду не только дипломатический демарш, но и публичные заявления грузинского президента. Но больше всего Россию беспокоит перспектива развязывания полномасштабной войны на Кавказе.
Ближе к ночи грузинским властям удалось взять под контроль ситуацию в Тбилиси. Многие лидеры оппозиции были задержаны, прекратили вещание независимые телеканалы "Имедиа" и Кавкасиа". Решением Саакашвили в Тбилиси было введено чрезвычайное положение – сначала на двое суток, а потом на пятнадцать, и не только в Тбилиси, а на всей территории Грузии. Такой поворот событий свидетельствует о том, что Саакашвили пытается удержать власть, опираясь на армию.
Саакашвили и раньше сравнивали с Гитлером, но сегодня речь действительно может идти о военной диктатуре. Властные элиты демонстрируют готовность сплотиться вокруг президента, ведь в случае его ухода они также будут сметены либо улицей, либо новой властью, перспективы формирования которой все же представляются сомнительными, прежде всего потому, что оппозиция не структурирована и у нее нет признанного лидера. Бывший прокурор, глава МВД и министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили явно претендовал на эту роль, но его нет в стране. К тому же репутация его отчасти подпорчена пребыванием в ближайшем окружении Саакашвили, слухами о личном участии в пытках и недавним отступничеством.
Да и власти делают все, чтобы дискредитировать оппозиционных лидеров. Против Окруашвили были выставлены аудиазаписи его телефонного разговора, из которого следует, что он предлагал властям "прекратить митинг" в центре Тбилиси в обмен на пост премьера. Из бывшего министра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы власти попытались сделать наркомана. Одновременно его, а также лидера Лейбористской партии Шалву Нателашвили, одного из лидеров Республиканской партии Левана Бердзенишвили и младшего сына первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа обвиняют в связях с резидентами Службы внешней разведки России, что было подтверждено распечатками их телефонных разговоров.
Заметим, что столь массированный вброс подобной информации свидетельствует о том, что в Грузии широко используется "прослушка". А это, в свою очередь, подтверждает разговоры о превращении Грузии в полицейское государство. И потому избиваемые демонстранты имели все основания говорить о том, что в стране "начинается 37-й год". Премьер-министр Зураб Ногаидели квалифицировал выступление оппозиции как попытку государственного переворота, список "врагов народа" уже сформирован.
И здесь будет уместно напомнить, что, начиная митинг, грузинская оппозиция требовала всего лишь проведения выборов в установленные конституцией сроки и освобождения политзаключенных. После того как Саакашвили отказался от диалога, а спикер парламента Нино Бурджанадзе назвала эти требования неприемлемыми, митингующие, приободренные телевыступлением Окруашвили, полностью сосредоточились на одном лозунге: "Миша, уходи!".
Это требование полностью соответствует политическим традициям, сложившимися в Грузии после распада Союза. За эти годы ни один грузинский президент не ушел со своего поста сам или в результате выборов. Шеварднадзе, пришедший на пепелище, оставшееся после свержения Гамсахурдиа, сам вырастил своего "могильщика" Саакашвили, который, в свою очередь, всячески продвигал во власть Окруашвили. И дело тут не в персоналиях, а в полном отсутствии политической культуры.
Грузинские элиты давно вели и наконец завели общество в тупик, а сегодня эти же люди взывают к международному сообществу, надеясь, что оно урезонит Саакашвили, на которого четыре года назад поставила администрация Буша. Не исключено, что в вашингтонской администрации тоже устали от художеств темпераментного грузинского лидера. Но, перефразируя известное высказывание Рузвельта о никарагуанском диктаторе Самосе, Саакашвили является "их сукиным сыном", ставленником республиканцев-неоконов. А его главный оппонент – "сукиным сыном" не то американских демократов, не то европейских авантюристов. Ведь не случайно конфликт между оппозицией и властью обострился сразу после скандальных разоблачений Окруашвили. И вряд ли простыми совпадениями объясняются действия старого партнера Березовского, грузинского олигарха Бадри Патаркацишвили, который накануне выступления оппозиции передал свой телеканал "Имедиа" американскому телемагнату Мердоку, давно играющему в связке с демократами, а в разгар уличных столкновений в Тбилиси пообещал не пожалеть никаких денег ради свержения режима Саакашвили. И не зря ушедшая с поста министра иностранных дел в оппозицию Саломе Зурабишвили еще три года назад с маниакальной настойчивостью требовала ввода в зоны конфликтов именно европейских миротворцев. Перечень подобных странностей может быть продолжен, но все они в той или иной мере свидетельствуют о том, что последние события в Тбилиси стали отражением противостояния сил, формирующих американскую и мировую политику.
Фактически Грузия стала полем боя мировой геополитики, и именно это, а не бездарная политика Саакашвили стало причиной последних событий в Тбилиси. В начале 90-х аналогичное противостояние между США и набиравшей силу Германией взорвало Югославию, и сегодня тот же балканский сценарий - с точностью до национальных особенностей - разыгрывается на Кавказе.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт