Шедевры Гогена и Ван Гога проданы по дешевке

Аукционеры Sotheby's шокированы отсутствием у покупателей интереса к полотнам мастеров живописи. Две картины, выставленные на торги в Нью-Йорке, ушли с молотка практически за бесценок




На последних торгах аукциона Sotheby's в Нью-Йорке сложилась досадная ситуация: выставленные на продажу полотна всемирно известных художников - Поля Гогена и Винсента Ван Гога - пришлось отдать практически за бесценок. Участники торгов не оправдали даже самые скромные прогнозы экспертов, и ожидаемого ажиотажа вокруг картин тоже не возникло.

Почему так получилось, представители Sotheby's не знают. Они лишь констатировали очевидный факт: "Yтро" Гогена могло бы уйти к покупателю и за большие деньги. При стартовой цене $30 млн картину продали всего лишь за $35 миллионов. Между тем это полотно относится к знаменитой таитянской серии Гогена; оно было написано в сентябре - октябре 1892 года. Последние 62 года "Yтро" находилось в собственности Джоан Уитни Пэйсон, владелицы самой большой частной коллекции живописи в США.

Еще более непредсказуемой оказалась судьба "Пшеничных полей" Винсента Ван Гога. Эту картину он написал за две недели до того, как покончил жизнь самоубийством. Многие искусствоведы полагают, что это последняя работа художника. До сих пор полотно ни разу не выставлялось на торги, оно принадлежало наследникам родного брата Винсента - Тео Ван Гога. Не удивительно, что организаторы аукциона Sotheby's ожидали повышенного интереса к этому лоту со стороны покупателей.

Однако устроителей торгов ждало горькое разочарование: при стартовой цене $20 млн "Пшеничные поля" были проданы за $25 млн, хотя эксперты предсказывали, что они уйдут с молотка за $28 - $35 миллионов.

Покупатели обманули ожидания аукционеров и относительно третьей картины - "Автопортрета в клетчатой рубашке" австрийского художника Эгона Шиле. Но с этим полотном вышло все наоборот: по предварительной оценке, его стоимость составляла $6,5 млн, а приобрели его за поистине сенсационные $10 миллионов.

Кстати, в последние годы появилась тенденция колоссального повышения цен на произведения живописи, не считающиеся шедеврами. В этом плане на престижных аукционах в выигрышном положении оказались полотна русских художников. Минувшим летом на лондонских торгах Christie's мировой рекорд стоимости побила картина Натальи Гончаровой "Сбор яблок", проданная почти за $10 млн, хотя ее начальная стоимость была в пять раз ниже.

Предыдущий рекорд был установлен пять лет назад, когда работа Константина Сомова "Радуга", написанная в 1927 г., ушла с молотка за $7,5 млн, хотя торги начинались с суммы в восемь раз меньше.

Выбор читателей