Надгробие из гранита науки

Детективная серия Бакшеева прямо-таки создана для тех, кто не любит вдаваться в нюансы и предпочитает неразбавленный экшен художественным приемам




Сколько бы ни иронизировали критики над засильем бульварно-детективного романа, народ все равно охотно проглатывает эти томики карманного формата в ярких мягких обложках. И ниша авторов этого жанра всегда будет недостаточно полна: читаются их истории за пару часов, а пишутся, естественно, куда медленнее. Поэтому прибавление в славном семействе создателей отечественного pulp fiction лишним не будет, тем более если оно несет с собой что-то новое.

Не такой уж начинающий писатель Сергей Бакшеев, роман которого недавно вышел в издательстве "Гелеос", собирается, судя по всему, завоевать своего читателя детективами из студенческой жизни. Первая книга, уже появившаяся в продаже, - "Конкурс на тот свет" - открывает серию приключений Тихона Заколова, грызущего гранит науки и попутно раскрывающего жестокие преступления.

Действие происходит в Казахстане (видимо, это дань автобиографии самого Бакшеева - он учился в филиале МАИ на Байконуре). "Конкурс на тот свет", собственно говоря, конкурс при поступлении в вуз. Абитуриенты, среди которых оказались Тихон Заколов и его закадычный друг Сашка Евтушенко, заселяются в общежитие, знакомятся, помогают соседкам решать задачки и, разумеется, заводят мимолетные романы. Правда, главный герой в этом отношении на редкость правилен и хорошо воспитан, зато его товарищи по общежитию пускаются во все тяжкие, невзирая на экзамены.

Эта идиллия прерывается чередой кошмарных событий - юные абитуриентки пропадают одна за другой, а потом начинают находить их тела. Неизвестный убийца зверски душит девушек, и милиция не может понять, чем он руководствуется в выборе жертв. Тихону Заколову, оказавшемуся под подозрением, волей-неволей приходится устроить собственное расследование, в котором ему по мере возможностей и способностей помогает верный "Ватсон" Евтушенко. На долю главного героя выпадают суровые испытания: его истязает отец одной из пропавших девушек, принимая за похитителя и насильника, ему приходится бороться с плотским соблазном в лице красавицы-соседки Наташи, он не может остановиться ни на одной из версий и подозревает всех подряд.

Таинственного убийцу друзья-сыщики прозвали Питокондой - как нечто среднее между питоном и анакондой, змеями-душителями. За этой кличкой легко мог скрываться любой из подозреваемых, и результат, пожалуй, действительно можно назвать неожиданным. Любителям детективов в книге Бакшеева пищи для размышлений не найдется: здесь разгадка становится очевидной только после того, как заканчивается действие. А разъяснения даются в качестве эпилога.

Ни место, ни время действия в романе, по сути, не принципиальны, хотя автор периодически напоминает, что события разворачиваются в Казахстане в советские годы. В какие конкретно - не ясно, потому что картина складывается из отдельных намеков, например, про баснословно вкусную кока-колу, доступную только жителям столицы. С другой стороны, по общежитию легко "гуляет" номер журнала Playboy, который отбирает и относит начальству комендантша, а девчонки-абитуриентки щеголяют в радикальном джинсовом мини.

Администрация вуза представлена одним-единственным человеком - Владленом Валентиновичем, постоянно озабоченным созерцанием девичьих ножек под этими самыми мини-юбками и периодически принимающим экзамены. Полное отсутствие педагогов компенсируется обилием персонажей другого рода - помешанного стройбатовца, пускающего слюни над трупом одной из убитых; обитающего в подвале общежития студента-бомжа, эдакого Ломоносова на современный лад; нерадивого следователя, прилагающего все усилия для того, чтобы арестовать невиновного. Словом, детективная серия Бакшеева прямо-таки создана для тех, кто не любит вдаваться в нюансы и предпочитает неразбавленный экшен художественным приемам.

Выбор читателей