Баку, Тбилиси и Анкара вступили в железнодорожный союз

Азербайджан, Грузия и Турция начали строительство железнодорожной ветки Баку - Тбилиси - Карс. Для Тбилиси участие в проекте чревато углублением зависимости от партнеров




Президенты Азербайджана, Грузии и Турции объявили вчера о начале строительства железнодорожной ветки Баку - Тбилиси - Карс. Заявление было сделано в грузинском поселке Марабда, куда лидеры трех государств съехались для участия в церемонии, посвященной началу работ. Стороны заявили, что железная дорога, строительство которой, как ожидается, будет завершено в 2009 г., станет самой востребованной транспортной артерией в регионе, и выразили надежду на то, что она заинтересует перевозчиков, доставляющих товары из стран Юго-Восточной Азии в Европу и обратно.

Между тем экономический аспект сооружения железнодорожного полотна из Азербайджана в Турцию через территорию Грузии - не единственный и, более того, не основной. Политический фактор в реализации этого проекта более весом, и его замысел сводится к дальнейшей транспортной изоляции Армении, в отношениях с которой у Азербайджана и Турции существуют серьезные противоречия. Фактически эти две страны уже сегодня имеют железнодорожное сообщение друг с другом, однако маршрут проходит через территорию Армении, поэтому Баку и Анкара отказываются им пользоваться. Стоимость проекта составляет примерно $600 млн, в то время как армянская ветка, построенная еще во времена СССР, практически не требует инвестиций.

Поначалу участники планировали обратиться к западным кредиторам, однако американский Конгресс, а затем и Европарламент запретили финансовым учреждениям своих стран оказывать поддержку транспортным проектам, направленным на изоляцию Еревана. Но это не остановило организаторов строительства, и они приняли решение действовать самостоятельно. Планы Баку и Анкары не изменило даже заявление грузинского правительства о том, что Тбилиси не готов потратить $200 млн, необходимые для прокладки грузинского участка. Баку высказал готовность предоставить соседнему государству эту сумму в виде кредита на 25-летний срок под 1% годовых.

Для Анкары, Тбилиси и Баку, год от года наращивающих экономическое сотрудничество, начавшийся проект безусловно представляет немалую важность. Турция и Азербайджан, декларирующие стратегическое партнерство и не имеющие, не считая небольшого горного участка в нахичеванском эксклаве, общей границы, рассматривают грузинский коридор как оптимальный вариант наземного сообщения. Интерес к проекту высказывает также Казахстан. Однако основной торговый партнер Астаны - Россия, а переключение таких промышленных гигантов, как Китай и Южная Корея, с морского на железнодорожный способ перевозки маловероятно, так как затраты на доставку грузов морским путем заметно ниже.

Вряд ли открытие нового маршрута серьезным образом скажется на уровне товарооборота Азербайджана и Грузии со странами Запада. Ведь из Баку и сегодня можно попасть на поезде в любую точку Европы через железнодорожную сеть России и Украины, а Тбилиси для торговли с Западом использует черноморские порты Поти и Батуми. Кроме того, основные азербайджанские товары, поставляемые на Запад, - нефть и газ - экспортируются по трубопроводам, и введение в строй железной дороги никак не скажется на объемах поставок. В этих условиях сложно говорить о сроках окупаемости проекта.

Нельзя сказать, что этот азербайджано-турецкий проект серьезно затронет интересы Еревана, ведь западная и восточная границы Армении и так долгое время остаются заблокированными. Баку и Анкара не раз заявляли, что, отказываясь от уступок по вопросам признания геноцида армян в Османской империи и по Карабаху, Ереван лишается значительных преимуществ экономического характера. Ведь если бы отношения были нормализованы, нефте- и газопроводы были бы проложены по более короткому пути, то есть через Армению, и не было бы никаких препятствий для использования армянской железнодорожной ветки. Таким образом, для Еревана запуск строящегося маршрута будет означать лишь сохранение сложившейся ситуации. Вместе с тем было бы ошибочным окончательно сбрасывать со счетов участок дороги, проходящий по территории Армении. По всей вероятности, проект Баку - Тбилиси - Карс будет окупаться достаточно долго. Не исключено, что за этот период в отношениях Еревана и Анкары произойдут перемены, граница будет открыта, армяне смогут в сжатые сроки запустить свой участок и обретут возможность наземного сообщения с Европой. В этом случае проект Баку - Тбилиси - Карс во многом лишится политической составляющей.

Для участвующей в проекте Грузии строительство железнодорожного полотна означает как появление новых возможностей, так и возникновение некоторых обязательств. С одной стороны, находясь в конфронтационных отношениях с Москвой и испытывая серьезные экономические затруднения, в Тбилиси заинтересованы во всестороннем расширении сотрудничества с Анкарой и Баку. Это партнерство уже принесло Грузии немалые дивиденды в виде выплат за транзит нефти и газа.

Однако для Тбилиси участие в проекте на столь выгодных условиях чревато углублением зависимости от Азербайджана и Турции. По всей видимости, Баку и Анкара постараются использовать это обстоятельство для достижения своих стратегических целей - снижения влияния России на Кавказе и оказания давления на Армению. Как это в ближайшие годы скажется на отношениях Тбилиси с Москвой и с Ереваном, сегодня можно только догадываться.

Выбор читателей