Картины на распутье

Московская публика традиционно любит "Декабрьские вечера" как наиболее престижное мероприятие, проходящее под эгидой Музея изобразительных искусств и сопровождаемое интересными выставками


ФОТО: museum.ru



Московскую зиму традиционно скрашивает музыкально-выставочный фестиваль "Декабрьские вечера", который вот уже в 27-й раз открывается в залах Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Давно известно, что попасть на музыкальную часть мероприятия простым гражданам чрезвычайно трудно: билеты в маленький зальчик традиционно расходятся по посольствам, спонсорам, разлетаются по рукам великосветских львов и профессионалов-фарцовщиков. Впрочем, случается и так, что кто-то из избранных предпочтет более затейливое мероприятия, и тогда освободившиеся билеты "выбрасывают" в открытую продажу. Раньше вокруг концертной кассы кипели страсти, однако в последние годы, особенно после кончины отца-основателя фестиваля, великого Святослава Рихтера, уровень музыкальной программы падает, а процент неординарных концертов постепенно сводится к нулю.

И все же московская публика традиционно любит "Декабрьские вечера". В первую очередь потому, что, позиционируя фестиваль как наиболее престижное мероприятие, проходящее под эгидой ГМИИ, руководство музея стремится приурочить к ежегодному событию интересную и хорошую выставку. Учитывая, что в ГМИИ хорошие и интересные выставки нынче случаются нечасто, любители западноевропейского искусства традиционно делают ставку именно на зимний проект. Однако, возможно, в нынешнем сезоне они будут сильно разочарованы.

Выставка, отрывшаяся в первый день зимы, носит название "Перед распутьями земными..." и относится к числу метафоричных проектов, которые так плохо удаются ГМИИ. Предлагая весьма общую и "загадочную" тему для размышления, кураторы как-то забывают, что, в отличие от более простого и ясного проекта (как, например, монографические экспозиции Модильяни, Моне или Пикассо), подобные выставки требуют тщательного отбора материала. Потому как путей "вообще", точно так же как печально известных "башен", в природе не бывает. Между тем, беря за основу определенного рода философский символ, организаторы выставки не в состоянии выстроить концепцию замысла, отбирая для экспозиции все, что попадется под руку. В данном случае это оказались произведения, в которых так или иначе присутствует тема дороги, путника или распутья. Легко догадаться, что подобных сюжетов в западноевропейском искусстве XVII – ХХ вв. немало. Тем более что кураторы проекта не поленились раздеть недавно сформированную наконец постоянную экспозицию музея, перетащив в выставочное пространство хорошо знакомые постоянным посетителям ГМИИ или Третьяковки шедевры.

Правда, дело не обошлось без почетных гастролеров. "Аллея в Мидделхарнисе" Мейндерта Хоббемы, прибывшая из Лондона, порадует молодежь, едва ли знающую, что лет двадцать тому назад картина уже приезжала в ГМИИ вместе с другими шедеврами из Национальной галереи. "Астроном" Доменико Фетти из Дрезденской галереи и "Пейзаж с поездом" Натальи Гончаровой из казанского музея приятно дополняют программу, но не раскрывают смысла выставки. Как не раскрывают его пространные, но все же туманные комментарии кураторов: "Согласно замыслу выставки, представленные на ней произведения живописи сопровождаются текстами, являющими собой цитаты из сочинений русских и иностранных писателей. Эти цитаты во многих случаях хронологически не совпадают со временем написания картин. По замыслу авторов выставки, задача этих цитат в том, чтобы придать экспонатам более широкое, общезначимое звучание". Учитывая, что кураторы заранее "отдают себе отчет в возможной затрудненности восприятия ее зрителями", шансов на успех у подобной выставки довольно мало.

Остается надеяться, что многие несознательные граждане приходят в музей просто для того, чтобы приятно провести время и посмотреть красивые картины, не вникая, с какой целью их сюда повесили. Опять же, в контексте текущих внутреннеполитических событий проект "Перед распутьями земными..." выглядит весьма своевременным и концептуальным.

Выбор читателей