Джентльмены знают толк в извращениях

В самый разгар предновогодней суеты в Москву потрясло сенсационное культурное событие - в залах галереи "Триумф" открылась персональная экспозиция британцев Джейка и Диноса Чепменов


ФОТО: art4.ru



В самый разгар предновогодней суеты в Москву потрясло сенсационное культурное событие - в залах галереи "Триумф" открылась персональная экспозиция Джейка и Диноса Чепменов. Британские братья, хорошо известные широкой российской публике благодаря знаменитым шахматам в виде обнаженных женских фигурок, где стервозные блондинки вступают в бой с экспрессивными афродевушками, на сегодняшний день являются не только самыми популярными художниками в лондонской тусовке, но и пользуются небывалым коммерческим успехом. На выставку с длинным и красноречивым названием "Твой разум – это пожирающий тебя кошмар. Теперь жри ты..." художники привезли не только пресловутые шахматы, но и большое количество картин, скульптур и арт-объектов. Большинство экспонатов, представленных на выставке, было раскуплено уже в первые минуты вернисажа. Однако, пока экспозиция открыта, ничто не мешает творчеством одних из самых востребованных европейских художников рубежа тысячелетий.

Оба брата с небольшим отрывом были произведены на свет в начале 60-х гг. прошлого века и, соответственно, пережили потрясшую Европу культурную и сексуальную революцию, будучи еще в пеленках. Талантливые мальчики сумели верно уловить дух времени и эстетические потребности современного общества: изощренное насилие и фекально-анальная тема, тщательно разработанная авторами, выхолощенная и выглянцеванная до предела гламурного надрыва, позволяет поставить Чепменов в один ряд с их прославленными соотечественниками - Питером Гринуэем и Иэном Бэнксом.


Фото: art4.ru

"При столкновении с работами братьев Чепменов наше насквозь пропитанное культурой понимание прекрасного переворачивается с ног на голову, перестраивается и перемещается в ряд заблуждений, которые провозглашают наступление века омерзительных наслаждений", - утверждают организаторы выставки. Однако же, если абстрагироваться от физиологического аспекта чепменовского стиля и, пережив легкий шок, взглянуть на него объективно, начинаешь видеть как достоинства, так и недостатки авторов. Разумеется, это нисколько не мешает высоко ценить уровень современной поп-культуры, виртуозно (а порой и буквально) превращающей дерьмо в конфетку.

В определенной степени Чепмены связаны с художественной традицией. Причем не только с дадаизмом, о котором любят вспоминать критики, расписывая эпатажные работы братьев. Странные, причудливые образы, которыми насыщены раскрашенные акварелью графические листы из серии "Большая книжка-раскраска", часто напоминают изображения диковинных эльфов и фей, популярные в викторианской Англии. Изуродованные персонажи живописных портретов, ощерившиеся кривыми зубами и посверкивающие чудовищными бельмами, вызовут в памяти монстров Гоий (Чепмены неоднократно напрямую обращались к творчеству великого испанца). А подписи под картинами напоминают о том, что авторы провели свои лучшие годы на родине Хогарта.

Впрочем, работая над живописными портретами, Чепмены пользовались помощью неведомых нам авторов – в основе каждого из них лежит подлинная старая живопись, по которой братья лишь слегка прошлись сверху: кому ушки подрисовали, кому свиное рыльце и т.д. К чести художников стоит отметить, что большинство старинных портретов отличается отвратительным качеством, так что в порче шедевров Чепменов не упрекнешь.

Выбор читателей