Производитель Airbus попал в российскую госструктуру

ВТБ нашел покупателя на 5% акций европейского аэрокосмического концерна EADS. Как и следовало ожидать, им стала государственная корпорация "Банк развития"




На исходе года банк ВТБ нашел покупателя на пятипроцентный пакет акций европейского аэрокосмического концерна EADS, главным активом которого является знаменитый производитель самолетов Airbus. Как и следовало ожидать, им стала государственная структура - госкорпорация "Банк развития" (Внешэкономбанк). Сумма сделки не раскрывается. На данный момент цена акций концерна, которые торгуются на Парижской фондовой бирже, составляет порядка €22. Таким образом, рыночная цена пакета - чуть более €900 миллионов. При этом динамика роста акций EADS отрицательная. Однако, по неофициальным данным, цена выкупа составит €24,23 за акцию.

Напомним, о желании распрощаться с данным активом ВТБ объявил еще в мае, после выхода на IPO, в ходе которого среди российских и международных инвесторов было размещено 22,5% акций ВТБ (77,5% по-прежнему принадлежат правительству РФ). Уже в начале сентября руководство банка сообщило, что избавление от акций EADS в ближайшие месяцы является главной задачей для компании. Владение этим "авиационным" пакетом, приобретенным в августе 2006 г. за $1 млрд, обошлось ВТБ довольно дорого - в €30,8 млн убытка и €100 млн упущенной выгоды. Такую оценку высказал некоторое время назад РБК аналитик ИК "Антанта Капитал" Максим Осадчий.

Впрочем, несмотря на то что сам ВТБ, консолидируя данный пакет, уверял, что это исключительно портфельная инвестиция (акции EADS были куплены в момент значительного падения их стоимости), эксперты с самого начала сомневались в экономической подоплеке данного решения. Они расценили его как политический заказ с целью приобрести влияние в европейском концерне и добиться более деятельного его участия в строительстве современных самолетов на базе "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК). В пользу этой точки зрения говорил и тот факт, что появившуюся в январе 2007 г. возможность зафиксировать прибыль банк не использовал (тогда акции EADS на некоторое время поднялись в цене, после чего снова упали). Вместо этого ВТБ безуспешно добивался места в Совете директоров европейского концерна для своего представителя. Но по уставу EADS только немецкие и французские акционеры могут управлять холдингом, принимать стратегические решения и занимать ключевые должности. Заметного прорыва в совместной деятельности европейских и российских самолетостроителей также не случилось. А для самого банка, ставшего публичной компанией, владение неликвидным активом не представляет интереса.

После объявления ВТБ о намерении продать акции EADS, наиболее вероятным претендентом на их покупку считалась ОАК. Однако у корпорации, до сих пор находящейся в процессе создания, собственных средств на данное приобретение пока нет. Поэтому и была выработана схема, при которой "Банк развития" (Внешэкономбанк) становится промежуточным владельцем пакета EADS, который в будущем перейдет к ОАК. На первом этапе сделки ВТБ получает денежные средства за акции EADS от "Банка развития". На втором этапе "Банк развития" планирует выкупить допэмиссию акций ОАК, а на полученные в результате средства корпорация приобретет акции EADS. Скорее всего, это случится в первой половине следующего года, когда Росимущество закончит процесс переоценки активов ОАК и корпорация сможет провести допэмиссию.

Выбор читателей