Книжные черви

"Книжный клуб Джейн Остин" сняли за тридцать дней на очень ограниченный бюджет и хотели добиться "реалистичности". На поверку оказывается, что на "обычных героев" совсем не интересно смотреть

Книжный клуб Джейн Остин (The Jane Austen Book Club)
США, 2007
Режиссер: Робин Свикорд
В ролях: Мария Белло, Эмили Блант, Эми Бреннеман, Мэгги Грейс, Хью Дэнси, Кэти Бейкер, Джимми Смитс





В затяжном сценарном кризисе мировое кино не только постоянно перерабатывает старые сюжеты и клонирует сиквелы и приквелы, но и умудряется использовать одного исторического персонажа в нескольких ипостасях. Больше всего достается почему-то английской старой деве по имени Джейн Остин. При постоянной умеренной популярности ее язвительных мелодрам в кино, только за последние пару лет вышла новая экранизация самого известного ее произведения ("Гордость и предубеждение"), байопик ("Джейн Остин"), и вот теперь – история о том, как дело Джейн живет и побеждает в наши дни.

В "Книжном клубе Джейн Остин" пять калифорнийских дам и один мужчина читают романы двухвековой давности, находя их не только современными, но и незаменимыми в повседневной жизни. Бернадетта (Кэти Бейкер) шесть раз была замужем и снова в поиске; Джослин (Мария Белло) замужем никогда не была, потому что посвящает все время собачьему питомнику; от Сильвии (Эми Бреннеман) уходит муж (Джимми Смитс), и ее старшая дочь Аллегра (Мэгги Грейс) хочет ее поддержать; учительница французского Пруди (Эмили Блант) мечтает завести роман со старшеклассником, а любитель научной фантастики Григг (Хью Дэнси) влюблен в Джослин, которая пытается свести его с Сильвией.

Как известно, главная движущая сила в жизни женских персонажей Остин – необходимость выйти замуж, чтобы к старости не остаться бездомной. А их проблема состоит в том, чтобы найти мужа не только богатого, но и по вкусу. К ХХI в. ситуация сильно изменилась: в "Книжном клубе Джен Остин" есть и браки, распадающиеся накануне серебряной свадьбы, и браки еще не распадающиеся, и лесбиянка, и разведенная, и одиноким дамам вовсе не нужно выходить замуж, чтобы содержать себя и свой собачий питомник. В отсутствие столь важного двигателя сюжета на долю "модернизаторов" остается взаимонепонимание, эгоизм, гордость и предубеждение, чувства и чувствительность – и чтение слишком большого количества романов. У Остин есть, кроме популярных и экранизируемых мелодрам, более откровенно сатирическое произведение – "Нортенгерское аббатство", которое было экранизировано всего дважды, и оба раза – для телевидения. Там начитавшаяся модных готических романов девица попадает в старинный дом к потенциальному жениху и только и делает, что видит вокруг себя чудищ и прочие удольфские тайны. В фильме этот роман достается для обсуждения Григу, и вся самоирония Остин просто выпадает за ненадобностью. Не понадобилась она ни автору книги "Книжный клуб Джейн Остин", Карен Джой Фоулер, ни режиссеру экранизации.

"Книжный клуб" поставила дебютантка в режиссуре, сценаристка Робин Свикорд, дама начитанная, известная добротными адаптациями литературных произведений – от "Маленьких женщин" до "Мемуаров гейши". В фильме, поставленном по книге, сюжет которой вертится вокруг других книг, это ей, скорее, повредило.

Фильм сняли за 30 дней на очень ограниченный бюджет и хотели добиться "реалистичности", словно история происходит с соседями зрителей или коллегами по работе, – идея вполне похвальная. На поверку оказывается, что на этих "обычных героев" совсем не интересно смотреть, за перипетиями их взаимоотношений не увлекательно наблюдать. Они все не настоящие, а словно меньше настоящих, не "реальные" герои, а их уменьшенные копии. Эстетика "реалистичного" на большом экране сейчас достигается либо мимикрией под home video (последний пример – "Монстро"), либо – под дешевый сериал. "Книжный клуб Джейн Остин" снова доказывает, что первый вариант перспективней второго. В декорациях, похожих одна на другую, перемещаются смутно знакомые лица. За всеми тянется шлейф сериальных ролей. Мария Белло до того как снялась у Кроненберга в "Истории насилия", больше всего была известна как педиатр Анна Дель Амико из "Скорой помощи". Эми Бреннеман в течение нескольких лет была звездой шоу "Судья Эми", а Джимми Смитс играл американского президента в сериале "Восточное крыло". Хью Дэнси в Британии снимался в телеадаптациях "Дэвида Копперфильда" и "Даниэля Деронды", а в США выиграл "Эмми" за роль графа Эссекса в "Елизавете I". Эмили Блант до роли невезучей секретарши в "Дьявол носит Прада" тоже подвизалась на британском телевидении. Мэгги Грейс – звезда сериала "Остаться в живых", Марк Блукас – сериала "Баффи, повелительницы вампиров", а Кэти Бейкер – ветеран голубого экрана.

История "Книжного клуба" состоит из шести эпизодов, соответствующих числу участников, романов Остин и шести месяцев, в течение которых встречаются для их обсуждения герои. Между этими встречами они устраивают свою жизнь согласно подсказкам премудрой Джейн. Эти шесть эпизодов с трудом собираются в один полуторачасовой фильм, как, впрочем, и книги самой Остин, всегда выходящие удачнее в сериальной форме. В "Книжном клубе" нет ни духа Джейн Остин, ни аллюзий на ее романы. Так что единственным фильмом, в котором эти аллюзии были уместны, остается "Дневник Бриджит Джонс".

Выбор читателей