Художник одной картины

Юрий Хржановский объявлен учеником и последователем Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича и Павла Филонова одновременно. На самом деле ему просто необычайно повезло с преподавателями


ФОТО: museum.ru



В Музее личных коллекций ГМИИ имени Пушкина работает выставка Юрия Хржановского – удивительного художника, мало известного широкой публике. Современному культурному человеку эта фамилия известна, в первую очередь, благодаря гениальным мультфильмам его сына, режиссера Андрея Хржановского, и единственному, когда-то изрядно нашумевшему произведению внука, Ильи Хржановского, - фильму "Четыре". Своими способностями и тонким вкусом (в случае Андрея Хржановского) это творческое семейство во многом обязано отцу и дедушке, который большую часть своей жизни разрывался между мольбертом и сценой, а позднее – кинематографом.

Если с последователями мастера разобраться не так-то трудно, то с предтечами все обстоит сложнее – по случаю открывшейся выставки Юрий Хржановский был торжественно объявлен учеником и последователем Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича и Павла Филонова одновременно. На самом деле все обстоит немного иначе: молодому живописцу просто необычайно повезло с преподавателями. Уроженец Казани успел поучиться и у Петрова-Водкина во ВХУТЕИН, и у Малевича в ГИНХУК. Но все же серьезные специалисты считают Юрия Хржановского учеником Филонова.

Первый громкий успех пришел к художнику, когда ему было едва за двадцать. И, по жестокой иронии судьбы, обернулся творческой трагедией: монументальное полотно "Сибирские партизаны", экспонировавшееся на выставке филоновцев в Доме печати, так и осталось его единственным произведением, вошедшим в историю искусства.

"В годы гражданской войны в Сибири мне было 12 - 13 лет, но на всю жизнь запомнилось торжественное вступление в Иркутск после разгрома Колчака частей регулярной Красной армии под командованием Тухачевского. [...] Мне хотелось в двух центральных фигурах выразить эпическое единство в становлении советской власти сибиряков и малых народностей Восточной Сибири – на фоне типичного зимнего пейзажного колорита сибирской деревни и ее быта", – вспоминал художник. Однако, несмотря на патриотичное название, картина весьма далека от стилистики социалистического реализма. Судя по работам тех лет, творческие поиски Хржановского колебались от импрессионизма (основы которого были заложены в классах Малевича) до подражания немецким экспрессионистам, оказавшимся "первыми в очереди", когда советское государство решило окончательно расправиться с формалистами.


Фото: museum.ru

Юрию Хржановскому повезло: он не сгнил в сталинских тюрьмах, не умер от голода. Всю жизнь тяготевший к театру и сцене, он нашел себе новую профессию. Ленинградский Театр миниатюр, московский Мюзик-холл, фронтовые бригады и эстрадные выступления – вот основные вехи его биографии 1930-х - 1940-х годов.

В 1950-е Хржановского, уже известного эстрадного артиста, приглашают на киностудию "Союзмультфильм". Это его голосом говорит Маугли и многие другие герои нашего детства. Одновременно художник продолжал заниматься любимым делом: в эти годы появляются целые серии акварелей, в первую очередь пейзажей, которые по-прежнему полны движения, света, цвета и воздуха.

Когда наступила долгожданная "оттепель", Хржановский оставил сцену. Произведения, созданные в этот период, сам художник считал наиболее удачными. Все более тяготея к абстрактному экспрессионизму, их автор видел себя продолжателем филоновских традиций.

В экспозицию выставки Юрия Хржановского вошли произведения разных лет. Гвоздем программы стали знаменитые "Сибирские партизаны" – чудом сохранившаяся в годы гонений, пережившая блокаду Ленинграда, картина благополучно перекочевала в собрание петербургского Русского музея.

Выставка работает до 24 февраля

Выбор читателей