Первое интервью заключенного Ходорковского

Михаил Ходорковский впервые за пять лет с момента своего ареста в 2003 году дал интервью. Бывший олигарх не слишком верит в то, что следующий президент победит произвол в России


ФОТО: АР



Михаил Ходорковский, осужденный российский олигарх, отбывающий срок в Читинском СИЗО, впервые за пять лет со времени своего ареста в 2003 г. дал интервью газете Financial Times. Он успел поговорить с корреспондентом во время 40-минутного перерыва в заседании суда, находясь в железной клетке. Заключенный поделился опасениями по поводу собственного будущего, а также высказал достаточно оптимистичные мысли о судьбе России.

По мнению Ходорковского, будущий предполагаемый президент России Дмитрий Медведев вряд ли сможет реанимировать правовое государство, которому режим Путина нанес значительный ущерб. Слишком активно действующий президент использовал закон для борьбы с политическими врагами, особенно бизнесменами. Как считает заключенный, Медведеву будет крайне сложно перебороть сложившуюся тенденцию. "Я с трудом могу себе это представить. Традиция, состояние умов и недостаток сил, готовых бороться за установление верховенства закона, все против него. Дай-то бог, чтобы у него нашлись на это силы. Все, что нам остается, - это надеяться".

В то время как Кремль настаивает на том, что Ходорковский и его соратники нарушили закон, воспользовавшись хаосом 1990-х гг., чтобы сколотить состояние, приобретая государственную собственность, сам бывший олигарх, утверждает, что всему виной отсутствие правового государства. "Законы могут быть лучше или хуже. Но люди должны их исполнять, а не использовать для собственных нужд".

Тем не менее он не разделяет сомнений некоторых представителей демократической общественности и лидеров оппозиции, что сворачивание демократических свобод будет продолжено: "Люди могут жить свободно. Существует Интернет". Ходорковский уверен, что возвращение страны в темные времена советского прошлого невозможно. С его точки зрения, успех модели авторитарного капитализма в Китае - плохой пример для подражания. "Я убежден, что Россия - европейская страна с демократическими традициями, которые уже не раз за свою историю нарушались, но тем не менее остались традициями".

По поводу дела "ЮКОСа" Ходорковский придерживается мнения, что обвинения были сфабрикованы, а показания нередко добыты незаконными способами. Власти же заявляют, что Ходорковский не политический заключенный, а преступник, признанный виновным по суду. Сейчас он уже спокойно воспринимает расчленение "ЮКОСа": "Я истратил все свои нервы уже в 2004 г., когда хорошо работающей компанией завладела "Роснефть".

Бизнесмен уже девять дней держит голодовку в поддержку еще одного заключенного - сотрудника "ЮКОСа" Василия Алексаняна. И обещает продолжить свой протест до того момента, когда его тяжелобольного коллегу не переведут из камеры в госпиталь.

По поводу условий своего содержания Ходорковский не стал распространяться, сказав, что они стандартные.

Выбор читателей