Самый загадочный союзник России

Перед узбекским лидером стоит дилемма: продолжать следовать пророссийским курсом или вновь обратиться лицом к Западу. Визит Каримова в Москву так до конца и не прояснил, может ли Россия рассчитывать на стратегический союз с Узбекистаном


ФОТО: AP



В преддверии российских президентских выборов временно исчезла грань между союзниками и противниками России в СНГ: лидеры ближнего зарубежья потянулись в Москву, чтобы прощупать почву – понять, чего ждать от преемника, и по возможности, установить с ним контакт.

Состоявшийся в начале февраля визит в Москву президента Ислама Каримова так до конца и не прояснил, может ли Россия рассчитывать на стратегический союз с Узбекистаном. В конце прошлого века республика вышла из пророссийского блока ОДКБ и присоединилась к ГУАМ, добавив в него еще одну букву "У". Однако после известных событий в Андижане в 2005 г. произошел новый разворот внешнеполитического (и внешнеэкономического) курса Ташкента. Запад фактически объявил ему бойкот; на этом фоне Узбекистан вышел из ГУАМ, возобновил членство в ОДКБ, чуть раньше стал полноправным членом ЕврАзЭС и ШОС, выгнал американцев с военной базы "Ханабад" и провел совместные антитеррористические учения с Россией.

В это же время активизировалось сотрудничество Узбекистана с российскими энергетическими компаниями. В 2006 г. "Газпром" заключил договор с государственным "Узбекнефтегазом", и стороны приступили к совместной разведке и разработке газовых месторождений на территории Узбекистана. В ближайшие годы российский концерн намерен вложить в это дело свыше миллиарда долларов. В 2007 г. отношения с республикой наладил и "ЛУКОЙЛ". Узбекистан довольно богат углеводородами (доказанные запасы природного газа составляют порядка 1,85 трлн кубометров) и может сыграть не последнюю роль в формирующемся под эгидой России евразийском газовом альянсе.

Вот только не понятно, захочет ли Ташкент быть последовательным сторонником российского курса. В последнее время ЕС вновь налаживает диалог с Ташкентом. В январе состоялся визит в Узбекистан спецпредставителя ЕС Пьера Мореля, в ходе которого он заявил, что Европейский союз "считает Узбекистан надежным партнером". Началось и потепление в отношениях с США. Конгресс, правда, еще периодически вспоминает о необходимости расследования андижанских событий, но администрация уже стремится нормализовать отношения: так, она дала подчеркнуто лояльную оценку победе Каримова на очередных президентских выборах. А незадолго до каримовского визита в Москву Ташкент посетил представитель Центрального командования США адмирал Уильям Фаллон.

Перед узбекским лидером стоит дилемма: продолжать следовать пророссийским курсом или вновь обратиться лицом к Западу? Это выглядит именно как дилемма, поскольку обе "притягивающие стороны" настроены на то, чтобы сделать Узбекистан своим и только своим союзником. "После того как победа Ислама Каримова была принята Западом практически без критики, от Ташкента можно ожидать усиления некоторых других векторов, кроме российского и китайского. Прежде всего, европейского, но, возможно, и американского", - отмечает российский эксперт по Центральной Азии Иван Сафранчук.

Ислам Каримов оставляет надежду всем партнерам: "Узбекистан в своей внешней политике всегда был и остается сторонником взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества со всеми близкими и дальними соседями, в том числе США и Европой".

В ходе состоявшегося визита российская сторона постаралась покрепче привязать Узбекистан экономическими узами. Во-первых, была решена проблема цен на газ. До недавнего времени Россия закупала его в Узбекистане всего по $100 за 1 тыс. кубометров, однако на I полугодие 2008 г. установлена цена в $160, и эксперты полагают, что Каримов получил принципиальное согласие российской стороны на цену в $190 на II полугодие (или на 2009 год). Укрепить российско-узбекские энергетические связи должен также Прикаспийский газопровод, который значительно расширит возможность экспорта узбекского газа через территорию РФ.

Кроме того, в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве в области авиастроения, по которому Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ) перейдет под контроль российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). До конца года ОАК получит в собственность контрольный пакет акций ТАПОиЧ. Эксперты спорят о том, насколько экономически выгодно было для ОАК брать под крыло убыточный авиазавод, прославившийся срывом крупного контракта с Китаем и испытывающий острую нехватку квалифицированных кадров. Но политические дивиденды от этой сделки несомненны: Узбекистан получит российские инвестиции и шанс на экономическую реинтеграцию с РФ. Следовательно, желания и возможности вступать в слишком тесные отношения с другими партнерами у него поубавится.

Выбор читателей