Двойной удар

В Центре современного искусства "Винзавод" открылись две выставки, посвященные искусству Латвии. Экспозиция Private демонстрирует достижения фотографов, а проект "Публичные зеркала" посвящен искусству плаката


ФОТО: winzavod.ru



На территории Центра современного искусства "Винзавод" открылись сразу две выставки, посвященные искусству Латвии. Организованное при содействии кураторов Московского дома фотографии, мероприятие носит общее название "Латвийские сезоны". Экспозиция "Private" демонстрирует творческие достижения современных фотографов, а проект "Публичные зеркала" посвящен искусству плаката.

В нынешней политической ситуации открытие подобных выставок отчасти представляется делом государственной важности. И хотя культурные связи России с Латвией практически не прерывались даже в худшие моменты внешнеполитических "разборок", открытие "Латвийских сезонов" происходило на самом высоком уровне – бывшее винохранилище почтили своим визитом высокие гости из Латвии, а по выщербленной плитке экспозиционных залов прошелся лично Михаил Швыдкой.

К счастью, самих авторов экспозиции политические проблемы, похоже, не особенно беспокоят – единственный особо активный гость вернисажа, пытавшийся разъяснить "национальный вопрос", получил достойный отпор: молодые дарования ясно дали понять активисту, что разборки времен 1990-х нынче не актуальны. Оно и понятно – современные латыши дружными рядами шагают в Европу, в то время как восточное направление интересует исключительно политиков и экономистов.

Лучшее подтверждение тому – представленная на выставке Private автобиографическая серия фотографий Арниса Балчуса, которая так и называется: "Современные латыши". Всего несколько снимков отмечают основные вехи латвийской истории рубежа столетий: советское детство, старорежимная бабушка, нагуливающие морды родители-кооперативщики, зажигающие в убогих интерьерах постсоветского пространства, отъезд в Лондон, веселая заграничная жизнь на местной стройке и, наконец, счастливая семейная жизнь с загадочной восточной красавицей, закутанной в хиджаб. Автор этих снимков – успешный фотограф, имеющий степень магистра фотографии в Вестминстерском университете, на примере собственной биографии наглядно показывает процесс массового переселения жителей Восточной Европы в Западную.


Фото: winzavod.ru

Впрочем, большая часть экспозиции фотовыставки посвящена именно работам художников, в той или иной степени воспевающих родные просторы. Алнис Стакле, автор серии "Дом, милый дом", живет и фотографирует в Даугавпилсе. Вильнис Витолиньш, Инта Рука и Роман Коровин работают в Риге, Зента Дзивидзинская, снявшая серии идиллических дачных видов "Сервитут", трудится в Иецаве. Работы этих авторов, согласно концепции проекта, посвящены частной жизни современных латышей. Учитывая, что латышские художники традиционно склонны к суровым реалистическим подробностям, эта жизнь, как правило, выглядит малопривлекательной, демонстрируя гигантский разрыв между освобожденным европейским духом и бренным телом, по инерции продолжающим существовать в пошлых интерьерах нищих, запущенных до безобразия домов.

В то время как выставка Private оставляет у зрителя смешанные чувства, проект "Публичные зеркала" предоставляет прекрасную возможность познакомиться с лучшими экземплярами знаменитой латвийской графики второй половины XX века.

Первых художников-плакатистов в Латвийской академии начали готовить еще в эпоху "оттепели". В отличие от живописи, жесткие каноны соцреализма здесь фактически не действовали, поэтому вскоре именно в рамках этого направления сосредоточились наиболее талантливые художники-экспериментаторы советской эпохи. Созданный Гунаром Кирке в 1963 г. плакат к персональной выставке Лео Кокле сегодня считается официальной датой возникновения школы латвийского авторского плаката. Интересно, что уже в эту эпоху плакат в Латвии воспринимался гораздо шире, нежели способ политической пропаганды. Произведения 1960-х "Помоги пернатым друзьям", "Не обламывайте ветки, птицам негде гнезда вить" посвящены проблемам экологии; в следующем десятилетии художники создавали свои лучшие работы в жанре театральной афиши. В экспозицию выставки "Публичные зеркала" вошли произведения, созданные в 1960-е - 1980-е годы.

Выбор читателей