Раскрыты тайны Распутина

В личных записях легендарный старец называет себя божественным избранником, рассказывает о жизни государя Николая II и императрицы Александры Федоровны, а также о своих отношениях с женщинами




Историки опубликовали дневник легендарного старца Григория Распутина, образ которого до сих пор вызывает споры среди исследователей всего мира. Кем его только не считают: и "монстром", и "скотиной", и праведным мучеником, а писатель Эдвард Радзинский вообще назвал Распутина "святым чертом".

Дневник загадочного старца находился в Госархиве с 20-х гг. прошлого века. Исследователи не могут установить, как и когда именно исторический документ попал в хранилище, а некоторые даже ставят под сомнение его подлинность. Но опубликованные записи являются источником интересных подробностей жизни Распутина, который, как известно, являлся доверенным лицом Николая II, называл царя Папой, а императрицу Александру - Мамой, а также влиял на важнейшие государственные дела.

Один из историков, опубликовавших дневник загадочного старца, кандидат исторических наук Даниил Коцюбинский сообщил в интервью газете "Московский комсомолец", что опубликованные записи, скорее всего, принадлежат именно Распутину. При этом история находки перекликается с историей "Дневника Анны Вырубовой, фрейлины императрицы", опубликованного в 1927 - 1928 годах. Коцюбинский рассказал, что якобы личные записи Вырубовой были разоблачены экспертами как подделка. "Для человека, который знаком с историей той эпохи, очевидно, что дневник Вырубовой резко контрастирует с ее слогом и личностью. А дневник Распутина прекрасно коррелируется с нашим представлением о Григории: звучание, речевые особенности, восприятие себя "старцем". Он любил диктовать - на него работали несколько секретарей и редакторов, в том числе императрица", - констатирует ученый.

Историки отмечают, что на одной из страниц дневника стоит подпись Распутина, хотя и она могла быть сфальсифицирована. Но даже если этот документ кто-то изменял или дописывал, в нем все равно много реальных фактов, запечатлен наиболее живой образ Распутина, Николая II и Александры Федоровны.

В своем дневнике (если считать его подлинником) Григорий Распутин раскрывает свое мировоззрение, описывает некоторые моменты автобиографии и духовные наставления. Как видно по записям, царский поверенный считал себя небесным посланником. Он пишет: "После того как я неведомой силой был поднят на небо, я стал помышлять о том, что меня избрал Господь не для игрищ бесовских; а для какого-то неведомого дела. И стал мыслить о том, кому свою силу отдать? Во что и для чего?" По его словам, божественная сила дала ему возможность исцелять людей. В частности, Распутин описывает, как помог одной женщине - излечил умирающего мужа. "Я ему ноги растер, спину растер. Дал ему крест, сказал: "Приложись к кресту и вставай, и иди с Богом. Тебе работать надо, детей кормить". Встал и пошел... С этого дня стал мне народ в ноги кланяться. Христовым сыном величать. И пошла обо мне слава большая. Всюду только и разговору, что про мои чудодеяния. Особенно много обо мне говорили женщины".

Помимо описаний своей чудодейственной силы, Распутин рассказывает в дневнике о своих отношениях с женщинами. Сексуальные обряды, закрепившие за легендарным старцем славу развратника, оказывается, были направлены на поиски Бога. "А через кого мужик Бога ищет? Всего больше через бабу. Потому в бабе дух живее. Шуму она боле делает. А без шуму ни Бога, ни почести не сделать! А уже пошуметь бабы всегда могут. Только свистни - она враз откликнется. За собой деревню поведет. И вера в ней мягкая... Ветром носится... Как я до этой мысли дошел - так и стал действовать через женщин".

Кроме того, Распутин много пишет об императрице и царе, с судьбой которого, по словам старца, еще до рождения была связана его собственная. Он упоминает, что более пяти лет давал Николаю и Александре Федоровне шелковые платки, пропитанные неизвестным веществом, которые они должны были повязывать и вспоминать при этом имя Распутина. Платки, если верить записям, вызывали дурман, необъяснимую легкость и, вероятно, привыкание. Вполне логично, что царь и императрица считали их действие не чем иным, как целительской силой старца.

Выбор читателей