Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: photo-biennale.ru |
Выставка "По ту сторону серебра. Семья Томмазоли – фотографы с 1906 года", посвящена творчеству династии итальянских фотографов. На протяжении целого столетия семейная фотостудия не только работала бесперебойно, но сумела стать одной из самых известных в Европе мастерских. А все потому, что ее сотрудники уверенно экспериментировали как с техникой съемки, так и с интерпретацией образов. Очевидно, что для всех Томмазоли важен не сюжет, а сам акт фотографирования. Не удивительно, что многие снимки можно поставить в один ряд с живописными произведениями той или иной эпохи.
Словно предвидя будущий успех, итальянские фотографы догадались с самого начала аккуратно архивировать негативы и отпечатки. Именно поэтому сегодня мы имеем дела с прекрасно укомплектованным фотоархивом. В экспозицию вошли произведения Сильвио Томмазоли (1878-1943) – большого новатора в области студийного портрета, братьев Филиппо и Фаусто, которые, в отличие от футуриста Сильвио, умели настолько абстрагироваться от психологической характеристики образа, что их творчество часто сопоставляют с произведениями художников-сюрреалистов. Деятельность студии Томмазоли во второй половине прошлого века отражена в фотографиях Сирио и Алессандры Томмазоли. В то время как Сирио уделят внимание техническим новинкам и смелым экспериментам непосредственно с фотопроцессом, его супруга работает в жанре фоторепортажа и интенсивно разъезжает по стране, освещая проблемы сельского хозяйства, крестьянской жизни и обычаев родной земли.
Словно в пику концептуальным итальянцам, российские проекты в галерее оказались исключительно "почвеническими". Выставка "Динамо" посвящена 85-летию со дня основания знаменитого спортивного общества, а несколько десятков фотографий разных лет поведают историю строительства легендарного "Динамо" от обычной спортплощадки до современного спорткомплекса, знаменитого на всю страну. Проекты "Золотая осень", "Железные кони", "Взгляд из автомобильного окна", "Куба" и другие так или иначе тяготеют к репортажной съемке и уж ни в коей мере не пытаются идеализировать действительность.
Особое место в череде серых российских и кубинских будней занимает замечательная экспозиция "Герои пятой пятилетки", посвященная фотографиям журнала "Огонек" первой половины 1950-х годов. Одно из главных иллюстрированных изданий СССР носило исключительно идеологический характер, поэтому читать его было совершенно невозможно. Но здесь работали превосходные фотографы, которые не только не могли себе позволить "лажать", но, скорее всего, просто не умели этого делать. Не случайно фотографии из "Огонька" не выбрасывали – красочные снимки украшали стены деревенских домов и городских коммуналок, крышки дорожных сундуков и обложки для тетрадок.
Все это вспоминаешь, едва входишь в зал, где разместилась выставка. Конечно, идиллические селянки с гигантскими овощами и фруктами, моряки и летчики с суровыми лицами и светящиеся чистотой фабричные девушки ни в коей мере не воспринимаются сегодня как символ советской эпохи. Но фантастическое качество фотографий ставит эти произведения не только выше фотопродукции, расположенной в соседних залах, но и многих произведений живописцев-соцреалистов, столь популярных в наши дни. "Зрители увидят пятидесятые годы такими, какими их никто еще не видел. Пленки этого периода из журнального архива лишь недавно начали оцифровывать. А новые способы печати дают возможность показать "огоньковские" съемки гораздо лучше, чем полиграфические технологии пятидесятых", подчеркивают кураторы проекта.
Идея понравилась не всем