Суд поставил точку в деле о гибели леди Ди

Присяжные заседатели Королевского суда Лондона вынесли вердикт по делу о гибели принцессы Дианы. По их мнению, причиной ее смерти стали "крайне неосторожное ведение машины" французским водителем и действия папарацци




Почти полгода продолжались в Королевском суде Лондона инициированные Мохаммедом аль-Файедом слушания по делу о гибели принцессы Дианы, ее друга Доди аль-Файеда и водителя Анри Поля. И вот, наконец, в понедельник присяжные заседатели после 23-часового обсуждения вынесли вердикт: леди Ди погибла в результате убийства по неосторожности.

По мнению присяжных, главной причиной автокатастрофы, произошедшей 31 августа 1997 г., стало "крайне неосторожное ведение машины" французским водителем. Кроме того, виновными в гибели Дианы признаны папарацци, преследовавшие автомобиль принцессы на мотоциклах. Присяжные отметили, что смерти пассажиров "Мерседеса" способствовало то, что они не воспользовались ремнями безопасности, а также тот факт, что Анри Пол сел за руль в состоянии алкогольного опьянения.

После опроса более 240 свидетелей стало ясно, что причиной смерти мог стать несчастный случай, грубая неосторожность папарацци или действия водителя. В итоге лорд-судья Скотт Бейкер, который председательствовал на процессе, предоставил присяжным выбор из следующих вариантов: убийство по неосторожности, вызванное халатностью водителей машин, следовавших за автомобилем Дианы; убийство по неосторожности, вызванное халатностью Анри Поля; убийство по неосторожности по вине Поля и водителей машин, следовавших за ним; несчастный случай (этот вердикт вступил бы в силу, если бы присяжные не установили вину кого-либо из водителей).

Между тем Мохаммед аль-Файед настаивал, что парижская катастрофа была подстроена кем-то из членов королевской семьи при участи спецслужб. Однако лорд-судья отметил, что присяжные не могли вынести вердикт, согласно которому Диана и Доди были "убиты по неосторожности" герцогом Эдинбургским или кем-либо еще в результате "спланированного несчастного случая". По его словам, члены королевской семьи, равно как британские спецслужбы и другие правительственные структуры, не виновны в гибели принцессы.

Не удивительно, что аль-Файед-старший не согласился с вынесенным вердиктом. Как говорится в заявлении, зачитанном от его имени, это решение суда станет ударом для миллионов людей, поддерживающих его позицию. "За десять лет я пережил два полицейских расследования, – напомнил аль-Файед. – Результаты французского расследования и расследования Скотленд-Ярда были ошибочными. Этот процесс доказал это. Они говорили, что гибель Дианы и Доди была случайностью, а теперь их выводы были отвергнуты". Выйдя из здания суда, бизнесмен заявил: "Самое важное здесь то, что это было убийство".

По словам аль-Файеда, в целом он разочарован вердиктом. "Я не единственный человек, который заявлял, что Диана и Доди погибли в результате заговора против них, - напомнил он. - Я уверен, что королева и принц Филипп скрывают факты, известные только им одним. Они должны были быть вызваны в суд, потому что никто не должен стоять выше закона". Он добавил, что показания сотрудников Службы безопасности МИ-6 в Королевском суде были фрагментарными и недостаточными. "Я по-прежнему полагаю, что они знали, что именно произошло, - отметил аль-Файед. - Это был не просто несчастный случай".

Тем не менее, по словам бывшего главы Скотленд-Ярда лорда Джона Стивенса, "господин аль-Файед сказал, что примет вердикт присяжных". Он также отметил, что решение суда полностью "оправдало" выводы расследования, которое проводилось под его руководством, и выразил надежду, что вынесенный вердикт, наконец, поставит точку в этом деле.

Сыновья Дианы, принцы Уильям и Гарри, поблагодарили присяжных за кропотливую и взвешенную работу над вынесением вердикта: "Мы согласны с их вердиктами и оба глубоко благодарны всем и каждому из них за стойкость, которую они проявили перед лицом серьезных изменений в ритме их жизни в последние шесть месяцев". Принцы также поблагодарили Скотта Бейкера и единственного выжившего в автокатастрофе – телохранителя Тревора Риз-Джонса, который давал показания суду. "Наконец, мы оба хотели бы выразить глубочайшую признательность всем тем, кто так усиленно боролся за спасение жизни нашей матери в ту трагическую ночь", – говорится в обнародованном от их имени заявлении.

Выбор читателей