Третьяковка страдает от "заказов" и "наездов"

Директор галереи Валентин Родионов заявил, что причиной проводимых в музее проверок стал наезд или заказ. "Но чей - я не знаю", - сказал глава Третьяковки в день рассмотрения иска к министру культуры




Хамовнический суд Москвы разбирается сегодня в одном из самых крупных скандалов, разразившихся за последнее время в сфере отечественной культуры. Причиной его стало обвинение, брошенное главой Минкульта РФ Александром Соколовым в адрес администрации Третьяковской галереи: комментируя выставку "Соц-арт: политическое искусство в России", которую Третьяковка устраивала в Париже, министр обвинил руководство музея в коррупции. Подав два иска "О защите деловой репутации" - от организации и ее директора лично (последний впоследствии был отозван), накануне суда галерея решила пойти на мировую.

На официальном сайте Третьяковки было опубликовано заявление, в котором полностью приводится текст предложенного адвокату министра культуры мирового соглашения: "Настоящим министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Соколов Александр Сергеевич приносит свои извинения Государственной Третьяковской галерее за допущенное им неосторожное заявление о коррупции в Государственной Третьяковской галерее, а Государственная Третьяковская галерея принимает указанные извинения, в связи с чем стороны не имеют более претензий друг к другу".

До сих пор действия обеих сторон свидетельствовали о взаимной готовности пойти на мировую: 28 марта глава Третьяковской галереи Валентин Родионов отозвал свой иск, чтобы, как он выразился, не превращать процесс "в выяснение личных отношений", а 4 апреля - после предсудебного заседания - адвокат Александра Соколова заявил о готовности рассмотреть поступившее предложение по урегулированию конфликта.

Однако сегодня в связи с началом процесса директор Третьяковки сделал ряд провокационных заявлений. В частности, он связал события вокруг галереи и проверку деятельности ее экспертного отдела с "чьим-то заказом" или "наездом".

"Происходят какие-то вещи, по которым мы чувствуем негативное отношение к галерее, в частности, при проведении проверки Россвязьохранкультурой. Это - наезд или заказ, но чей - я не знаю, - сказал Родионов. - Мы провели собственное расследование и выяснили, что в трех томах каталога было представлено более 560 работ, на которые были даны ошибочные экспертные заключения. Через галерею прошли 216 произведений, из которых 96 экспертиз действительно были сделаны ошибочно, но остальные были отвергнуты как работы, авторство которых не подтвердилось".

Глава музея, по его словам, считает показательным, что Россвязьохранкультура выносит на публичное обсуждение ошибки только Третьяковской галереи. "Ведь кто-то давал заключения на оставшиеся 460 фальшивок, более того, на рынке оказались картины, чья подлинность не подтверждена экспертами галереи, но об этом Россвязьохранкультура молчит", - отметил Валентин Родионов.

Особое его возмущение вызвала проводимая в музее проверка системы безопасности. "Тут мы видим еще один негативный момент: представитель службы заявил, что охрана в Третьяковской галерее хуже, чем в остальных музеях, - сказал Родионов. - Хотя всегда было известно, что галерея - один из лучших музеев по безопасности, охране и оборудованию. Именно в этом и заключается тенденция негатива против нас. Но кто это инициирует, мне не известно".

Напомним, что формально конфликт начался с заявления, сделанного Александром Соколовым на заседании круглого стола в Доме журналиста в октябре минувшего года. На следующий день текст заявления опубликовала газета "Московский комсомолец" и перепечатали другие СМИ. Обвинение руководства ГТГ в коррупции было связано с расследованием, инициированным Россвязьохранкультурой в отношении экспертного отдела ГТГ. Проверку решено было провести после публикации в первых трех томах каталога "Внимание: возможно, подделка!" списка фальшивых картин, ранее получивших от специалистов галереи заключение о подлинности.

Выбор читателей