Сиротские песни

"Отфутболенным" по всем направлениям "мироновцам" осталось попробовать силы в битве за Социнтерн. Если же их и в Социнтерн не примут – останется только паперть




Сегодня на съезде "Справедливой России" будет принята за основу программа партии. Затем последует общефедеральная дискуссия, а окончательно документ будет утвержден уже на следующем съезде, рассказал в четверг лидер "эсеров" Сергей Миронов.

Место проведения мероприятия - Государственный Кремлевский дворец, - по мнению "мироновцев", свидетельствует о признании Кремлем заслуг их партии перед Родиной. Однако, судя по тому, что на съезде не будут присутствовать ни действующий, ни избранный президенты, заслуги эти несколько преувеличены. Вообще в последнее время "эсеры" только и делают, что оправдываются за неудачные предложения, причем иногда в режиме "превентивного удара". Например, зная, что Медведев не войдет в партию и уж тем более не возглавит ее, Миронов вчера заявил о том, что СР и не собиралась ему это предлагать. Мол, неправильно, если президент России будет опираться на какую-либо партию, "партия – это часть, а президент у нас всенародный", – заявил вождь "Справедливой России" (так и не оклемавшийся после решений Путина, связанных с "Единой Россией"). Ранее партия имела на Медведева явные виды и не особенно это скрывала, а до этого грезила, чтобы ее возглавил сам Путин. Однако поняв, что не по Сеньке шапка, спикер Совфеда заговорил о "всенародности".

Та же история с партобъединением. Мечта Миронова – слиться с КПРФ – в очередной раз натолкнулась на нескрываемое раздражение последней. Накануне, как известно, распространились слухи о том, что вопрос слияния не только будет поднят на съезде, но и уже согласован руководством обеих структур. КПРФ в ответ заявила: ничего подобного, с Мироновым "истинным оппозиционерам" не по пути. Действительно, подхватили "мироновцы": сама по себе КПРФ им не нужна, а "правильные" рядовые коммунисты рано или поздно сами сделают свой выбор, и несговорчивый Зюганов этому не воспрпятствует. Если верить Николаю Левичеву, наиболее активные члены КПРФ уже активно переходят под знамена "Справедливой России". При этом сами рядовые коммунисты признают: они готовы работать с любой оппозиционной партией во имя общей борьбы с режимом, однако Миронов не тот случай. Вся его оппозиционность сводится к противостоянию с "партией власти", но этого явно недостаточно.

Пришлось опровергать Миронову и заявления своего соратника Бабакова о возможности коалиции с ЕР. По словам лидера "эсеров", партия по-прежнему считает единороссов главными политическими оппонентами, и "избрание Владимира Владимировича Путина председателем "Единой России" не отменяет нашей оппозиционности".

Куда податься "Справедливой России" в нынешних условиях – вопрос риторический. Оппонировать партии Путина – затея безнадежная с самого начала. Особенно если учесть, что самого Путина СР поддерживает. Чем завлечь Зюганова – тоже не ясно. В этой связи любопытно, как эта завуалированная попытка усидеть на двух стульях отразится на партийной программе: по идее, с прицелом на светлое будущее, партдокумент должен соответствовать принципу "и нашим, и вашим", то есть быть максимально обтекаемым. Кстати, эту программу "эсеры" начали писать практически с момента "рождения", причем вовлекая в творческий процесс народ, чтобы и программа в результате получилась "народной". Тот факт, что за все это время внятных и соответствующим образом оформленных тезисов так и не появилось, не помешало СР пролезть в Думу (голосовали-то не за программу, а за "близость к Путину", на чем, собственно, и строилась вся предвыборная стратегия), и на самом деле имеет сакральный смысл. Обозначь "Справедливая Россия" в программе что-то "не то", сложнее было бы потом торговаться о дружбе с заинтересованными сторонами. Только вот, увы, таких сторон все равно не нашлось.

Кстати, по сведениям информированных источников, разговоры об альянсе СР с ЕР не вполне беспочвенны – проблема упирается в Миронова, которого в "партии власти" недолюбливают. Судя по тому, что говорит Зюганов, у него тоже претензии скорее личностного характера: "Миронов – не оппозиция, Миронов – представитель верховной власти. Миронов создал муляж, который тремя руками проголосовал за все, что принято "Единой Россией".

То есть до тех пор, пока "Справедливая Россия" и "Миронов" являются синонимами, объединения не будет ни с кем. Кроме того, несостоявшихся партнеров смущает двойственность партии: например, Зюганов, наслушавшись бабаковских прожектов, не желает объединяться с "эсерами" "во имя поддержки "Единой России", с курсом которой, как известно, "категорически не согласен". Не видит в СР надлежащего контрагента и первый зампред ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы Иван Мельников: "Даже если власть сошлет все руководство КПРФ на Северный полюс, партия все равно будет самовоспроизводящейся структурой, ведь она сформирована народом "снизу" и административным приказам, в отличие от "Справедливой России", не подчиняется".

Более того, коммунисты утверждают, что это их партия, на самом деле, поглощает разочаровавшийся в Миронове электорат СР. "Справедливая Россия" уничтожила себя, поддержав Дмитрия Медведева на выборах президента, и добила себя, заявив о коалиционном соглашении с "Единой Россией", – считает Мельников. И призывает "эту структуру, наконец, слиться с главной партией власти, где ей законное место".

"Отфутболенным" по всем направлениям "эсерам" остается лишь битва за Социнтерн: тот факт, что партия не то социалистическая, не то социал-демократическая (сам Миронов разницы не видит), этому не помешает. Главное, что СР против капитализма – хотя в версии Миронова это, опять же, звучит несколько двусмысленно: "Мы максимально собираемся использовать рыночную экономику, но мы против рыночного общества". Если "эсеров" и в Социнтерн не примут – останется только паперть.

Выбор читателей