Михаил Веллер: Я не эпатирую, просто врать противно

"Это счастливый случай, когда хобби и работа подаются в одном флаконе", - говорит знаменитый российский писатель Михаил Веллер. В эти дни он отмечает свой 60-летний юбилей, который называет большой удачей


ФОТО: weller.ru



Знаменитому российскому литератору Михаилу Веллеру на днях исполнилось 60 лет. Корреспондент "Yтра" встретился с юбиляром, чтобы поздравить его и поговорить о жизни, искусстве и политике.

"Yтро": Михаил Иосифович, что для вас этот юбилей?

Михаил Веллер: Большая удача, большая милость Бога, потому что не всем это удалось. Благодарен Господу еще и за то, что мне удалось сделать довольно многое из того, что хотел. А 29 мая у меня будет большой вечер в ЦДЛ, где будет отмечаться мой день рождения, который был 20 мая...

"Y": Да и 60 вам не дашь...

М.В.: Спасибо, но вы мне льстите. Мне доводилось встречать людей, энергии которых я по-доброму завидовал и восхищался. Правда, оба они моложе меня. Володе Соловьеву 45 лет, а он человек чудовищной энергии, работоспособности и талантливости, а второй мой друг Дима Быков - вообще пацан, ему 40 лет. Он работает за пятерых, восстанавливает силы потрясающе, умеет заснуть в любое время в любом месте. Потом проснуться и работать дальше.

"Y": Слава помогает вам в работе, да и вообще в жизни?

М.В.: Бизнесмен сказал бы, что все на свете имеет денежный эквивалент, в том числе и слава. То есть если понадобилось что-то жизненно необходимое, то конечно помогает. А так - нет. Поскольку стремление к славе, как правило, входит в мировоззрение людей творческих, конечно, это приятно. Ну что лицемерить?!

"Y": У вас много времени уходит на общественно-публицистическую деятельность, а когда писать, заниматься семьей?

М.В.: У меня мало времени уходит на общественно-публицистическую деятельность. Обычно, если два раза в день даю краткий комментарий по телефону - это несколько минут, если раз в две недели еду на какой-либо телеканал, то это у меня отнимает два часа в машине и час там, где много думать и потеть не надо. Другое дело, что твои дела по телевидению гораздо виднее публике, чем твой год за письменным столом. Из этого возникает ощущение, что ты всюду мелькаешь... А когда пишешь в таком случае? Да все время, а мелькаешь на самом деле - в коротких промежутках отдыха.

"Y": Вы долгое время жили в Прибалтике, почему решили обосноваться в Москве?

М.В.: Я жил в Прибалтике исключительно из рабочих мотивов. Только там при советской власти могло издаваться то, что я писал. Когда надобность в этом отпала, то я переехал в Москву как только смог купить квартиру на гонорары.

"Y": Вы жили в Сибири, в Таллинне, в Ленинграде, теперь вот в Москве... Вы кем себя считаете?

М.В.: На этот вопрос я всегда отвечал цитатой: "Откуда ты?" - спросили мальчика. "С улицы", - ответил Гаврош". Это очень удобно: в Забайкалье ты забайкалец, в Белоруссии - белорус, на Украине - украинец, в России- русский, в Ленинграде - ленинградец, в Израиле - еврей, и так далее, и так далее. И можно добавить в Польше - поляк, в Германии - немец.

"Y": По нашим временам это просто исключительная редкость - такой интернационализм. Откуда это, как этого достичь?

М.В.: Глупости, люди они везде люди. У них те же заботы, те же чувства.

"Y": Почему вы решили стать писателем, если, конечно, вы себя относите к этой категории?

М.В.: Я никогда не мечтал стать писателем. Всегда хотел быть частным лицом, которое пишет книги. В юности ставил себе задачу - написать хотя бы одну. Потому что как я мог быть уверенным в том, что у меня это получится? Но зато, чтобы эта книга была хорошая.

"Y": А что, по-вашему, главное для любого писателя?

М.В.: Хотеть писать больше, нежели заниматься чем-либо другим.

"Y": Но писатель должен быть и учителем...

М.В.: Давно, лет 25 назад, я вел литературно-творческое объединение в Таллинне. Однако из моих усилий ничего не вышло, потому что замес был невысокого класса. Когда-то, работая в школе, я был плохим учителем, то есть, наверное, я хорошо говорил о литературе, но педагогом был исключительно бездарным, должен заметить.

"Y": А у вас был хороший учитель?

М.В.: Справедливо сказал знаменитый некогда советский драматург Михаил Рощин: "У любого писателя два учителя - жизнь и библиотека".

"Y": Как вы считаете, жизнь при Медведеве в России будет лучше?

М.В.: Дело в том, что Медведев - одна из вывесок той же самой власти, но не смена курса. Не вижу пути улучшения, разве что может быть постепенное улучшение, потому что сегодня простому человеку жить легче, чем десять лет назад.

"Y": Нужна ли объединительная идея российскому народу?

М.В.: Вне всякого сомнения, любому народу нужна объединительная идея, или говоря точнее, комплекс системообразующих ценностей. То есть это единство религий, языка идеологий, мировоззрения. Сейчас, в эпоху политкорректности, этого не наблюдается не только в России, но и во всем цивилизованном мире продолжается ослабление и распад системообразующих ценностей.

"Y": Какая же форма правления для России нужна и реальна - парламентская республика, монархия, президентское правление?

М.В.: России, как и любой стране, населенной разумными грамотными людьми, нужна парламентская республика. Но переход к справедливой парламентской республике с правильными и действующими законами возможен в России только через период просвещенной диктатуры. А мне постоянно говорят: где же найти такого просвещенного диктатора? И когда народ сам не верит в такой переход, то этот переход невозможен.

"Y": А СНГ устарел?

М.В.: Вне всякого сомнения. Да СНГ никогда и не существовал. СНГ был переходной формой от Советского Союза к полному развалу и абсолютной независимости составных частей.

"Y": А диаспоры в России выполняют свои функции по сплочению?

М.В.: Ценность диаспоры всегда двояка. С одной стороны, она помогает своим представителям, национальным меньшинствам. С другой стороны, она постепенно подрывает целостность государства. В идеале диаспора должна быть неким переходным сообществом, нацеленным на абсолютную абсорбцию и адаптацию людей в той стране, где они живут.

"Y": Вы и в жизни такой непримиримый, скандальный?

М.В.: Я не непримиримый, не скандальный, просто давно усвоил мысль, которая (если цитировать Стругацких "Трудно быть богом") звучит так: "Легко и сладостно говорить правду в лицо королю". Я всего лишь говорю правду, потому что врать уж очень противно. В советские времена работал журналистом в одной газете - было настолько противно, приводило к неврозам. Поэтому говорю то, что думаю, и то, что есть на самом деле. Иногда на людей это производит эпатирующее впечатление. Хотя никогда в жизни не ставил целью эпатировать.

"Y": Вас может что-то поразить?

М.В.: Вот увидел, как "Зенит" выиграл и получил давным-давно не испытанное удовольствие.

"Y": Футбол - ваше хобби?

М.В.: У меня нет хобби, потому что это счастливый случай (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить), когда мое хобби и моя работа подаются в одном флаконе. Мне нравится моя работа, моя работа - мое хобби, за это мне еще платят деньги, на которые я в состоянии жить. И мысль у меня при этом одн: хоть бы это подольше не кончалось.

"Y": А что в планах?

М.В.: Когда-то давно я написал рассказ "Рандеву со знаменитостью", который перечитывают до сих пор. Там есть ответ, который даю всегда, это старая пословица: если хочешь рассмешить Господа, расскажи о своих планах.

Выбор читателей