Гламурный выдох

Произведения Виктора Алимпиева полностью укладываются в рамки требований современной гламурной культуры. Героини видеороликов белы кожей, гладко крашены и в меру томны. А полотна могут стать достойным украшением для офиса


ФОТО: ekaterina-fondation.ru



В отличие от государственных музеев и коммерческих галерей, частный коллекционер может позволить себе многое. Особенно если он владеет собственным выставочным помещением в центре Москвы и занимается искусством "для души". Владельцы культурного фонда "Екатерина", успешно засветившегося на выставках "Бубнового валета" и Эрика Булатова в Государственной Третьяковской галерее и открывшего несколько прекрасных проектов в залах на Кузнецком время от времени позволяют себе побаловаться с современным искусством. Новая экспозиция с загадочным названием "Чей это выдох?" посвящена творчеству современного и даже относительно молодого автора Виктора Алимпиева.

Любителям современного искусства Алимпиев известен прежде всего как художник, работающий с видеоартом, в который, к слову сказать, все охотнее вкладывают свои сбережения российские коллекционеры. Выпускник Московского художественного училища памяти 1905 года и Московского Педагогического университета им. Ленина, в те времена скромно называвшегося пединститутом, он пополнил свое образование за границей. С конца 1980-х участвовал в выставках в рамках группы "Новый Иерусалим", а с середины 1990-х серьезно увлекся видеоискусством. Но все же широкой публике Виктор Алимпиев стал известен уже в третьем тысячелетии, в основном, благодаря удачному проекту, созданному совместно с Анатолием Осмоловским. Художники и ныне с удовольствием общаются и поддерживают друг друга. Свидетельство тому - креативный диалог, опубликованный в каталоге выставки, где друзья вдохновенно рассуждают об искусстве, порой демонстрируя полное невежество присущее людям, искренне убежденным, что они - первые и единственные творческие натуры на земле.

Вместе с тем Алимпиева вполне можно назвать звездой российского масштаба. Культурная ниша, занимаемая художником, вполне может оказаться несколько перенаселенной, если поместить ее в мировое арт-пространство, однако на территории нашей страны он пока не страдает от конкуренции.

В отличие от большинства своих коллег, стремящихся снять чрезмерно занимательное или, наоборот, занудно-меланхолическое видео, Виктор Алимпиев снимает нечто вроде живых картин, где отдельные люди или целые группы медленно совершают определенные движения, которые по замыслу художника должны наполняться неким загадочным смыслом. Загадочным, похоже, и для самого автора: объяснить смысл своих роликов автор как правило затрудняется. Тщательно продуманный, а чаще рефлекторный человеческий жест, многократно повторяемый в записи, приобретает самостоятельное значение, напоминая своеобразный "ручной балет". Пальцы, скребущие по столу, руки, приглаживающие волосы, ладони, прикрывающие рот, составляют драматургию незапоминающегося сюжета.

Аналогичным образом построены живописные произведения мастера, представленные на выставке. Монохромные абстракции с разбросанными тут и там пятнами напоминают те же самые незавершенные жесты. А "недокрашенные" холсты должны также оставлять ощущение недосказанности. По меткому замечанию одного критика, "все полотна художника напоминают что-то и не напоминают ничего. В какой-то момент может показаться, что вы уже разгадали первоначальный замысел, и таинственный силуэт, переливающийся различными оттенками неясного цвета, вот-вот станет чем-то определенным... Но нет. Курица снова превращается в пылесос, и растворятся в глазу разъяренной сороконожки..."

Остается добавить, что все произведения Виктора Алимпиева полностью укладываются в рамки требований современной гламурной культуры. Героини видеороликов белы кожей, гладко крашены и в меру томны. А все полотна, выполненные в розовых или в крайнем случае нежно-сиреневатых тонах, и прекрасно гармонирующие с мужской модой нынешнего сезона, могут стать достойным украшением для любого офиса.

Выбор читателей