Эротика с размахом

Любопытствующие теперь могут заглянуть в папку с работами Зураба Церетели, не предназначенными для посторонних глаз. Чувствуется, что автор, не скованный договорами и мыслями о гонораре, рисовал от всей души - мощно и телесно, со всей силой южного темперамента




Монументальное творчество Зураба Церетели - такая же нейтрально-светская тема для москвичей, как пробки на дорогах, повышение цен и толпы в метро. Наверное, лондонцы так же устало рассуждают о вечном смоге, как многие из нас о сомнительных эстетических достоинствах бронзового Петра I. Эти скульптуры давно стали неотъемлемой частью ландшафта. Сам Зураб Константинович тоже стал частью культурного пейзажа - человек-бренд, имя, ставшее нарицательным. Да и кто из российских художников смог так же вольготно поселиться в анекдотах и литературных текстах? Только он - великий и ужасный ваятель грандиозных и одиозных монументов и президент Российской академии художеств, кавалер многочисленных экзотических орденов...

Он, несмотря на солидный возраст и материальный достаток, фонтанирует проектами и идеями. Трудно поверить, что ему уж давно за 70! Каждый день мы (порой, особо не желая того) любуемся его гигантскими сооружениями. В эти дни стало возможным заглянуть в папку с работами, не предназначенными для посторонних глаз.

Московская галерея "Файн Арт", давно сотрудничающая с авангардными художниками (такими, как Виноградов и Дубоссарский, Цветков, Бартенев и Басыров) решила удивить всех: выставить на суд зрителей и критиков эротические рисунки главного скульптора страны. Скульптора, обласканного властями и далекого от авангардных исканий.

Церетели далеко не первый художник, шокирующий зрителей необычной для его лет жовиальностью. Он оказался в славной компании: Пабло Пикассо явил миру откровенные эротические гравюры, будучи намного старше своего грузинского коллеги. Многие, кстати, были очень недовольны таким хулиганским жестом пожилого маэстро. Уверена, что и об этой выставке будут громко шептаться.

В таком неожиданном жесте видится привычный ему размах: если уж удивлять, так без стеснения! Хотя, рассуждая по правде, его рисунки чрезвычайно традиционны и напоминают сразу о многих течениях в истории искусств. По этим графическим листам можно без труда проследить художественные симпатии и привязанности Церетели: чуть-чуть Матисса, Пикассо добавить по вкусу (довольно щедро), капля Фернана Леже с налетом русской книжной графики 1920-х годов. Чувствуется, что автор, не скованный договорами и мыслями о гонораре, рисовал от всей души - мощно и телесно, со всей силой южного темперамента. Герои рисунков не претендуют на изящность - они земные, плотно сбитые, мускулистые. Любопытная деталь: к лицам своих персонажей Церетели равнодушен, отдавая предпочтение телам (его герои все как на подбор обладают сильными толстопалыми руками, очень такими церетелиевскими).

Поговаривают о нелюбви Церетели расставаться со своими станковыми произведениями - несмотря на необычайную плодовитость, он редко продает работы, чаще дарит близким друзьям. Впрочем, не будучи представителем "актуального искусства", Зураб Церетели одним своим громким именем актуализирует любое мероприятие. "Видели рисунки Церетели?" звучит ничуть не хуже, чем "читали Рембрандта?", не так ли? И тем не менее выставку, безусловно, стоит посмотреть. Когда еще увидишь такое. Разве что Илья Глазунов изваяет что-нибудь в камне. Но это уже из области ненаучной фантастики...

Зураб Церетели. Эротика. Графика
Галерея "Файн Арт" 3 - 26 июня

Выбор читателей