Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Это вызвало серьезное беспокойство в международных кругах, так как новое обострение ситуации на Ближнем Востоке грозит взлетом и без того небывало высоких цен на нефть. Нервозности в обстановку добавили сразу несколько обстоятельств. Во-первых, Тегеран заявил, что в случае агрессии перекроет Ормузский пролив, по которому транспортируется нефть из арабских стран. Во-вторых, реакция мировых рынков на эту новость: стоимость барреля увеличилась сразу на $2. И, наконец, дополнительные опасения вселило высказывание бывшего представителя США в ООН Джона Болтона, заявившего, что удар, по его информации, может быть нанесен еще до ухода Джорджа Буша с поста президента страны - то есть до начала 2009 года.
Впрочем, Вашингтон пытается убедить общественность, что видит ситуацию иначе. Неназванный источник в администрации опроверг подобные намерения Израиля. Высокопоставленный представитель Госдепа, в свою очередь, по этому поводу отшутился: "Мне следует разыскать этого типа (источник АВС в Пентагоне), потому что, похоже, он является одновременно экспертом по израильским Вооруженным силам, экспертом по Ирану и экспертом по ядерным вопросам. Давайте дадим ему Нобелевскую премию".
Сомневается в правдивости сообщения американских журналистов и глава иранского МИД Манучер Моттаки: "Израиль все еще страдает от посттравматического шока войны в Ливане в 2006 году. Поэтому я не верю, что он в состоянии затеять еще один конфликт в регионе".
В свою очередь, Тель-Авив отказывается давать подробные разъяснения по этому вопросу. А те израильские политики, которые идут на контакт с журналистами, предпочитают отвечать уклончиво. Например, посол Израиля в США Салай Меридор заявил: "Мы предпочитаем разрешение ситуации с ядерными проектами Ирана дипломатическими путями, хотя все варианты возможны и не отрицаются".
Как известно, главный вопрос, которым сегодня задаются международные наблюдатели: насколько вероятно создание Ираном ядерного оружия в обозримом будущем. Эксперты дают разные прогнозы, но обычно говорится о том, что, если нынешние темпы проведения разработок сохранятся, это может случиться примерно через два года. Разумеется, для Запада и для Израиля такое развитие событий было бы в высшей степени нежелательным. Президент Ахмадинежад и духовное руководство Ирана настроены по отношению к ним враждебно, и получение Тегераном ядерного оружия будет означать, что альтернативы мирному диалогу не останется.
Действия иранских лидеров спрогнозировать достаточно сложно, поэтому вероятность благоприятного исхода этого диалога невелика. Израиль не желает доводить ситуацию до критической и рассматривает бомбардировки как способ нейтрализации угрозы. С другой стороны, потенциал мирных переговоров с Ираном еще не исчерпан – об этом свидетельствует, например, ставшая неожиданной готовность руководства страны заморозить ядерную программу на шесть недель в связи с возобновлением переговоров в формате "5+1". Кроме того, в случае проведения военной акции Израиль неизбежно столкнется с ожесточенным сопротивлением со стороны Ирана. Представители Генштаба в Тегеране неоднократно заявляли, что состоящие у них на вооружении ракеты "Шахаб-3", дальность действия которых превышает 1,5 тыс. км, нацелены на израильские объекты, включая ядерный центр в городе Димона.
Вообще, в Тель-Авиве нет единого мнения относительно того, как следует действовать в сложившейся ситуации: роковой ошибкой для еврейского государства может стать как откладывание вопроса, так и стремление решить его в сжатые сроки.
Говорить о том, что Израиль действительно решится нанести воздушные удары по Ирану в течение полугода, явно преждевременно. Совершенно очевидно, что за этот срок Тегеран не станет обладателем ядерного оружия. Однако "утечка" из Пентагона едва ли случайна. Израиль стремится оказать психологическое давление не только на Иран, но и на ту часть международного сообщества, которая способна повлиять на власти Исламской Республики.
Люди могут угодить под статью, если купят противоправный материал