Левон Оганезов: я покупал водочку для Руслановой

Весельчак и балагур Левон Оганезов - представитель столь редкой ныне профессии аккомпаниатора. Обычно эти люди остаются в тени звезд, но Левон Саркисович смог совершить невозможное. Эксклюзивное ВИДЕО

Весельчак и балагур Левон Оганезов - представитель столь редкой ныне профессии аккомпаниатора. Обычно эти люди остаются в тени звезд, но Левон Саркисович смог совершить невозможное - сам стал яркой фигурой в отечественном шоу-бизнесе. Список людей, с которыми ему пришлось работать, сплошь состоит из звезд.

"Yтро": Вы работали с очень многими известными людьми, один список растянулся бы на целую большую статью. А кто из артистов вас больше всего поразил?

Левон Оганезов: Была такая певица Галина Ненашева. У нее был голос очень необычного тембра, совершенно завораживающий. Она не всегда пела драматургически верно, неточно расставляла акценты, но все равно стоило ей выйти на сцену, и публика замирала, переставала разговаривать.

А Лидия Андреевна Русланова! Вы ведь помните, какого качества было тогда радиовещание? Так вот Лидия Андреевна умудрилась стать всенародно любимой только с помощью радиозаписей. Кстати, мне удалось однажды аккомпанировать Лидии Андреевне. Нас было трое, молодых ребят, и мы ей подыгрывали. А после концертов она говорила: "Мальчики, купите мне коньяк и водочку, у меня сейчас гости". А денег не давала. Но мы были рады приобрести угощение за свои деньги - это был своеобразный билет, пропуск в мир известных артистов. У нее в номере собирались Иван Переверзев, Павел Лисициан, Зоя Федорова. И я очень благодарен судьбе за то, что жил на стыке поколений и мне удалось на всех них посмотреть.

"Y": Близко ли вам понятие шоу-бизнес? Как вы полагаете, бизнес убивает творчество или стимулирует его?

Л.О.: Заставляет работать быстрее. Но есть и оборотная сторона медали. Все меньше остается времени на special работу, все меньше остается времени на, условно говоря, пельмени ручной лепки, уж простите за гастрономическую аналогию. Ручная работа ценится дороже, но это же ужасно, если на прилавках будет только такой товар! Необходима разноплановость, мы не можем все жить по высокой планке. У нас потребители не готовы к высокому искусству. Им надо давать все широким мазком.

"Y": То есть мэйнстрим вроде "Фабрики звезд", он тоже нужен?

Л.О.: Безусловно. Благодаря этой программе мальчики и девочки поверили, что они талантливы. Но, по большому счету, это способствует только развитию художественной самодеятельности. В общем, сбылась мечта Екатерины Фурцевой, которая хотела поднять самодеятельность до уровня профессионализма.

"Y": Ваша профессия - аккомпаниатор - сейчас чрезвычайно редка, так как многие поют под фонограмму. Вам не обидно?

Л.О.: Нет. Это профессия не умирающая, просто она становится менее явной. Много молодых людей учатся где-то петь, и им аккомпанирует не фонограмма, им аккомпанирует живой концертмейстер в классе, перед педагогом. А на концертах, увы, все иначе. Это раньше в Колонном зале дома Союзов каждый артист выходил со своим концертмейстером. Теперь - зачем? Вот юморист Ефим Шифрин в конце концерта исполняет несколько песен, так для чего ему рояль, когда можно включить фонограмму? Ничего страшного в этом нет. Глупо отказываться от электричества, если оно есть, нельзя пахать, если есть трактор. Мы должны на шаг отставать от прогресса, но и не стоять на месте.

Другое дело, что настоящие профессионалы в нашем деле постепенно исчезают. Не так давно ко мне обратился один артист - он искал аккомпаниатора для концертов в Петербурге. Я подготовился, но в последний момент поехать не смог. Он спрашивает: а кто еще может? Выяснилось, что в Москве - никто, а в Питере - всего один человек. Есть, правда, молодые ребята, например, Петя Подгородецкий, которые это умеют, но они не хотят! А я вот хочу, потому что, как говорится, я не ренегат, и бросать профессию не буду.

"Y": Как вы считаете, какими ощущениями обделен человек без музыкального слуха и не интересующийся особенно классической музыкой?

Л.О.: Есть люди, которые отнекиваются от этого, но что-то происходит и музыка начинает на них действовать. Нужна просто благоприятная ситуация. Ведь по сути это неестественно - не любить и не слушать музыку. Есть люди совсем без слуха, но они знают за собой этот грех, и часто стараются вникать даже больше, чем человек с музыкальным слухом. Они болезненно это воспринимают, как отсутствие ноги. И мне их по-своему жалко.

"Y": Сочиняете ли вы что-то сами, и в каком стиле?

Л.О.: Ко мне часто приходит вдохновение, но я его отгоняю и принципиально ничего не записываю. Любому человеку приходит мелодия в голову, они летают в воздухе или их нам посылают высшие силы. Знаете, есть такая шутка: "Однажды Пушкину приснилась таблица Менделеева, а он ни хрена не понял". Музыку посылают всем, но у некоторых просто приемник настроен на правильную волну. У меня очень хороший приемник, но я сразу переключаю его на другую станцию. Не хочу зарабатывать на хлеб сочинительством мелодий, хочу оставить это в качестве хобби.

"Y": А чем вы увлекаетесь помимо музицирования?

Л.О.: У меня оркестр, и мы часто работаем на корпоративных мероприятиях. Последнее время меня часто стали просить не только сыграть, но и провести программу. Постепенно я научился это делать, так что теперь меня можно считать не только аккомпаниатором, но и конферансье. Ну что еще? Иногда, под настроение, я люблю готовить. Но я делаю это не по науке, а опираясь на интуицию.

"Y": Вы в жизни такой весельчак и балагур. В чем секрет вашего оптимизма?

Л.О.: Не знаю. Может быть, это излишек какого-то вещества в организме. (Смеется).

"Y": А в чем, по-вашему, главная мудрость в жизни?

Л.О.: Это философский вопрос. Для меня главная мудрость состоит, во-первых, в постоянной борьбе с самим собой. До сих пор не знаю, кто победит. И еще - очень важно не заставлять моих детей делать то, что я хочу. Уважайте личность в детях, в тех, кто вас окружает.

Выбор читателей