Хозяева будущего

Российские и украинские дети, отдыхающие в летних лагерях Крыма, назвали лучший фильм года. Им стал военный блокбастер "Мы из будущего" Андрея Малюкова




XVI Международный детский кинофестиваль собрал в конкурсной программе семь фильмов, которые хоть как-то можно адресовать подрастающему поколению. Показы шли сразу на нескольких площадках - в Гурзуфе, Форосе и Ялте. Картины оценивали все зрители, заполняя нехитрые анкеты. Но по традиции параллельно работало и малое детское жюри, которое награждало дипломами работы отдельных кинематографистов - режиссеров, актеров, операторов, композиторов и даже дрессировщиков собак. Это единственный в мире фестиваль, где существует подобная система оценок.

Тринадцать лет из шестнадцати малым жюри руководит потрясающий человек, замечательный режиссер Исаак Магитон. Он не давит на юных коллег своим авторитетом, не диктует и не навязывает, а всего лишь учит мыслить и чувствовать, за что они ему бесконечно благодарны. Каждый год мальчишки и девчонки со слезами прощаются с фестивалем, а потом пишут Исааку Семеновичу письма из разных уголков страны. Несмотря на свои восемьдесят пять, Магитон мгновенно находит общий язык как с подростками, так и с малышами.

"Yтро": Исаак Семенович, какая основная задача этого фестиваля?

Исаак Магитон: Задача одна: чтобы дети узнали много нового и полезного для себя. И стали лучше. Этому способствуют не только сами фильмы, но и анализ их. Ведь дети должны оценить работу взрослых, поставить им оценку. А такое приобщение к чему-то новому для них и увлекательно, и полезно. Вот для примера. Звучит, вроде бы, хорошая музыка, но нам что-то мешает, какой-то дискомфорт. Думали-думали и поняли: ее много! Или маленькая девочка спрашивает: "Почему герои так громко разговаривают? Буквально кричат!" Да потому что режиссер хреновый! Кроме того, важны мастер-классы, которые проводят кинематографисты. Известные и уважаемые люди приходят на встречи с детьми в отряды, рассказывают, отвечают на вопросы, показывают киноролики...

В этом году фестиваль в Гурзуфе посетили Всеволод Шиловский, Светлана Светличная, Александр Половцев, Нонна Гришаева, Наталья Бондарчук, Анатолий Журавлев, Сергей Баталов, Юрий Чернова, Александр Песков, Михаил Дорожкин и другие актеры. Приятно было видеть легендарного кинорежиссера Георгия Натансона, который и в восемьдесят семь участвовал во всех акциях фестиваля. А аниматор Мария Степанова показала детям уникальное песочное шоу, которым в нашей стране владеют единицы.

"Y": Что вы со своей позиции режиссера-ветерана можете сказать о качестве новых фильмов?

И.М.: В этом году процент хороших фильмов немалый. Из семи, на наш взгляд, три достойных, интересных. Это белорусская киноповесть о войне "Чаклун и Румба", это трогательная "Кука" и "Мы из будущего".

"Y": Сегодняшние дети адекватно воспринимают фильмы о войне?

И.М.: Да, конечно. Ведь главное, как им подавать эту тему, на каком языке разговаривать. Без пафоса, агитационных выкриков. Дети хотят видеть на экране живых людей, которые оказываются в какой-либо экстремальной ситуации, с которыми происходят интересные события. И тогда они все понимают и сопереживают.

"Y": "Мы из будущего" - именно такой фильм?

И.М.: Да. Он покорил и большое, и малое жюри характерами героев, яркими событиями, если хотите - усилением интереса к правде о войне.

Картина "Мы из будущего" получила главный приз фестиваля - как "Самый самый фильм" и приз как "Самый мудрый фильм". Малое жюри во главе с Исааком Магитоном отметило также работу операторов Владимира Спорышкова и Ольги Ливинской, актрисы Екатерины Климовой, мужского актерского квартета Козловский - Яглыч - Волкострелов - Терентьев, а также вручило диплом за спецэффекты. Как ветеран Великой Отечественной Исаак Семенович подчеркнул, что бои воссозданы на экране очень реалистично и правдиво.

Кроме того, большое детское жюри проголосовало за актера Андрея Федорцова в номинации "Лучшая мужская роль" (фильм "Чаклун и Румба"), Мишу Працько - как лучшего мальчика-актера ("Операция Че Гевара"), Настю Добрынину - как лучшую девочку-актрису ("Кука").

"Y": Исаак Семенович, вы уже тринадцать лет работаете с детьми на этом фестивале, оцениваете фильмы, спорите, соглашаетесь. Сами дети за эти годы изменились?

И.М.: Очень. Они стали более рациональными, менее лиричными и романтичными. Хорошо еще, что никто не спросил, сколько зарабатывает режиссер. В Москве я этот вопрос слышу постоянно. И у них очень разный уровень знаний, чего раньше не было. Сейчас более образованные те, кто посещает кружки, музыкальные школы, секции. Но даже среди них есть ребята, которые к таким занятиям относятся формально и ничего не знают...

Вот такие они - те, кто из будущего.

Выбор читателей