Мультфильм ужасов

Кинематографисты видят в узоре обоев очертания старой девы с ножом, в сплетении веток призраков самураев и прочую нечисть, пугающую не только детей, но и взрослых

Страх темноты , Франция, 2007
Режиссеры: Чарльз Бернc, Блатч, Мари Каллу, Пьер ди Шьюлло, Лоренцо Маттотти, Ричард Макгуайр
В ролях: Гийом Депардье, Николь Гарсиа, Артюр Аш




В начале ХХ века некоторые теоретики провозглашали, что анимация и кинематограф - два совершенно разных вида искусства, лишь по случайности объединенные одной системой показа и распространения.

А в начале ХХI века в Европе собралась компания мультипликаторов и художников (для многих из них "Страх темноты" - дебют в кино) и решила нарисовать мультфильм ужасов. "Страх темноты" - это альманах страшилок, в котором каждая из частей сделана в своей манере, при этом сохраняется стилистическое единообразие целого. Они опираются на графичность и двумерность рисованной основы, еще и дополненную (или скорее урезанную) использованием только двух цветов, черного и белого, с единичным добавлением красного.

Американец Чарльз Бернс, иллюстратор первой в мире антологии гранжа и автор оформления альбома Игги Попа Brick by Brick, нарисовал сказку "из жизни насекомых", про маленького любителя кузнечиков, которому долго пришлось расплачиваться за то, что когда-то посадил в банку очередной "экземпляр", слишком похожий на человечка.

Мари Каллу рисовала для французской "Либерасьон" и японского "Вога", а для "Страха" придумала историю в своем любимом японском антураже, самую жестокую из четырех. Девочка, переехавшая в Японию из Лондона, в первый же день в новой школе узнает, что поселилась прямо у старого кладбища и по дороге к ее дому постоянно блуждает призрак зверски убитого и чертовски злого самурая.

У художника комиксов и живописца Лоренцо Маттотти на фоне Мари Каллу получилась более лирическая история из жизни французской провинции, хотя и там не обошлось без отгрызанных голов, пропавших родственниках, крокодилов-убийц и страшных теней на потолке.

Француз Блатч (Кристиан Хинкер), автор многочисленных комиксов, нарисовал интермедию про свору страшных псов, которых ведет на веревке от одной страшной сказки к другой носатый старичок в камзоле и пудреном парике.

Ричард Макгуайр в обычной жизни рисует для журнала "Нью-Йоркер" и делает иллюстрации к детским книжкам, а для "Страхов" сочинил самую черную и взрослую сказку - о мужчине, забравшемся ночью в заброшенный дом, где огонь свечи дает увидеть только намеки на что-то пугающее, что воображение героя и, главное, зрителей, превращает в по-настоящему страшное.

Интересно, что во всех историях альманаха в той или иной степени героями являются дети. Детское сознание и сознание кинематографистов одинаково видит в узоре обоев очертания старой девы с ножом, в сплетении веток призраков самураев с мечом и прочую нечисть. Страхи темноты - это страхи, которые взрослым уже не к лицу, но которое продолжают прятаться по углам комнаты и под кроватью и могут получить прибежище в "мультфильме для взрослых".

В антрактах между частями альманаха женский голос наговаривает свои взрослые страхи - про расизм, конформизм, взаимонепонимание. Эти страхи со стороны подчас могут показаться столь же нелепыми, как детские фобии, монстры, живущие только в воображении, но для испытывающего страх они в той же степени реальны.

"Страх темноты" показывает, что двумерность, двуцветность, графичность, снабженные подходящим звуковым оформлением, могут напугать больше, чем потоки искусственной крови в полноцветных кинофильмах. И даже если этот мультфильм ужасов не очень пугает, он, безусловно, завораживает.

В прокате с 17 июля

Выбор читателей