Настоящие маньяки

Лучшие песни с нового альбома и главные хиты последних двадцати лет Manic Street Preachers сыграют 23 июля для российской публики. Впервые в истории. Пропускать – нельзя


ФОТО: manicstreetpreachers.com



В последние годы артисты зарубежной рок- и поп-сцены облюбовали Россию в качестве своей главной концертной площадки. Седовласые рок-старцы, "живые легенды" и "дедушки" с "бабушками" популярной музыки, чей последний взлет на вершины хит-парадов имел место в лучшем случае 20-30 лет назад, с удовольствием приезжают в Москву или Питер, где им гарантирован вполне приличный прием и неплохой гонорар – "прибавка к пенсии".

Впрочем, случается, что в российские столицы наезжают коллективы вполне актуальные и современные. И в этом отношении британская группа Manic Street Preachers, которая выступит на сцене московского клуба "Б1" 23 июля, – явление уникальное. Ее музыкантам еще нет и сорока лет, но они уже стали легендами современного рока без всяких кавычек. Выпустив за 20 с лишним лет 8 не похожих друг на друга альбомов, "мэники" своего последнего слова в истории еще не сказали. За два десятилетия существования музыканты MST прошли не только традиционное для рок-звезд испытание огнем, водой и медными трубами. В истории группы было многое: и испытание славой, и "контры" с властями, и сенсационное выступление на Кубе, и исчезновение одного из лидеров...

Manic Street Preachers ("Уличные маньяки-проповедники") возникли в 1986 г. в валлийском городке Блэквуде. Основали группу школьные друзья – басист Ники Уайр и гитарист-вокалист Джеймс Дин Брэдфилд. Позже к ним присоединились ударник Шон Мур и гитарист Ричи Джеймс Эдвардс. Начинали ребята с модной в то время (во многом благодаря ирландцам U2) смеси пост-панка и инди-рока. Но затем стали играть более тяжелую, агрессивную музыку, с предельно политизированными, злободневными текстами, автором которых выступал преимущественно Ричи Эдвардс. По сути, саунд ранних "мэников" напоминал только зарождавшийся в то время по другую сторону Атлантики "грандж". Но совершенно очевидно, что валлийцы открыли новое звучание сами, независимо от начинавших в те годы Nirvana и Pearl Jam.

Первый сингл, "Suicide Alley", записанный группой за собственный счет, был направлен в звукозаписывающие компании, и уже в 1990-м MST подписывает первый контракт – с независимым лейблом Damaged Goods. Именно на этой студии группа сделала свои первые записи. Впрочем, к записи полноценного дебютного альбома "мэники" приступили лишь год спустя, когда на собиравшую полные залы в Лондоне группу обратили внимание воротилы шоу-бизнеса из Sony Music. Подписанию контракта предшествовал знаменитый эпизод, когда Ричи Эдвардс лезвием вырезал на левой руке надпись "4 REAL" ("Это – настоящее"), ответив тем самым критикам, обвинявших группу в позерстве и неискренности. Дебютный альбом "Generation Terrorists" с 18-ю зубодробительными композициям сделал "мэников" звездами не только на Британских островах, но и во всей Европе. Параллельно вышел сингл "Suicide is Painless" ("Самоубийство – безболезненно"), кавер-версия знаменитой песни Джонни Мэнделла, ставшая первым хитом группы, попавшим в Топ-10 британских чартов.

Второй альбом, "Gold Against The Soul" ("Золото против души"), словно оправдывая свое название, получился более попсовым и значительно менее радикальным, бунтарским и насыщенным политическим лозунгами, чем предыдущий. Увидевший свет в 1994 г. третий альбом, "The Holy Bible", многие поклонники группы и сегодня считают лучшим в карьере валлийцев. При этом он получился необычайно мрачным, наполненным песнями о неизбежности смерти – не зря критики сравнивали его с увидевшим свет несколькими месяцами ранее "In Utero", лебединой песней Курта Кобейна. Композиции "She is suffering, On walking abortion", "Die in summertime" – потрясающие по красоте, но пугающе депрессивные песни. Возможно, причиной тому было посещение Эдвардсом и компанией "Музея мира" в Хиросиме и концлагеря в Дахау. Последовавший выпуску альбома тур был отменен – Ричи Эдвардс попал в психиатрическую больницу. Впрочем, европейский тур все же состоялся. А вот гастроли по США пришлось отменить. 1 февраля 1995 г. гитарист группы Ричи Джеймс Эдвардс покинул отель в Лондоне и бесследно исчез. Его машина была найдена две недели спустя неподалеку от Бристоля – у моста через реку Северн, с которого неоднократно прыгали самоубийцы. Однако тело Эдвардса найдено не было. И по сей день гитарист Manic Street Preachers числится пропавшим без вести.

Уайр, Брэдфилд и Мур не знали, что им делать дальше. Гастроли были отменены, группа находилась на гране распада, но, к счастью для поклонников, "мэники" сумели взять себя в руки. И после полугодового перерыва продолжили заниматься тем, что получается у них лучше всего: записывать песни, саунд которых невозможно спутать с кем-то еще. При этом на место Эдвардса решили никого не приглашать – а вдруг Ричи все-таки вернется?

"Everything Must Go" – "Жизнь продолжается" – так называется четвертый альбом группы, увидевший свет в начале 1996 года. Пять песен были сочинены еще Ричи Эдвардсом, лирику к остальным композициям написал Ники Уайр. Успех пластинки был феноменальным – дождавшаяся возвращения своих любимцев, Британия рукоплескала "мэникам". Альбом прямиком угодил на второе место в британском хит-параде, что для группы, играющей альтернативный рок, впечатляющий показатель. А сингл "Design for Life" не только возглавил хит-парады, но и стал настоящим гимном поколения 90-х. Наконец, "мэники" собрали практически все главные награды на вручении премии Brit Awards'96.

Но еще больший успех ожидал следующий альбом – "This is my trouth, Tell me yours" ("Это моя правда, поведай мне о своей"), который увидел свет в 1998 г. и достиг первого места британских чартов. Повзрослевшие бунтари сумели найти тот замечательный баланс, когда музыка доступна миллионам слушателей, но при этом содержит важный message, предельно серьезна и далека от понятия "попса". Именно к такой музыке относится и антифашистская "If You Tolerate This Then Your Childre Will Be Next" ("Если вы стерпите это, ваши дети будут следующими"), и посвященная вечной жизни "The Everlasting", и лиричная "You Stole The Sun From My Heart" ("Ты украла солнце из моего сердца")... Уже в статусе суперзвезд MST отправились в тур по США, Европе и Азии. А в начале 2001 г. их гастрольная география пополнилась еще одной страной – по приглашению Фиделя Кастро "мэники" выступили в театре Карла Маркса в Гаване. Став, таким образом, первой западной рок-группой, сыгравшей концерт на Острове свободы...

Последние годы Manic Street Preachers проводят в активной студийной и концертной деятельности. Альбом 2001 г. "Know Your Enemy" ("Знай своего врага") подарил фанатам такие хиты, как "Found That Soul" и "So Why So Sad?", а пластинка 2004 г. "Lifeblood" ("Кровь для жизни") – посвящение одному из самых неоднозначных американских президентов "Love of Richard Nixon" ("Любовь Ричарда Никсона"). Последний, восьмой номерной альбом "мэников", "Send Away The Tigers", увидел свет в прошлом году. И здесь не обошлось без сюрпризов – композицию "Your Love Alone Is Not Enough" группа записала совместно с красавицей и умницей Ниной Перссон, солисткой шведских Cardigans. Лучшие песни с нового альбома и главные хиты последних двадцати лет Manic Street Preachers покажет 23 июля российской публике. Впервые в истории. Пропускать – нельзя.

Выбор читателей