Энциклопедия неприглядной русской жизни

Реально существующие, но почти метафизические красавицы и "чудовища" с мордами уголовников, бомжи со следами ужасных болезней на теле и обрюзгшие старики - все они населяют мир Бориса Михайлова


ФОТО: winzavod.ru



На фоне множества профессиональных фотографов, успешно работающих в самых разных "весовых категориях" и жанрах, Борис Михайлов умудрился превратиться в живую легенду - правдивого летописца отнюдь не героического прошлого и нелицеприятного настоящего нашей страны. И дело тут не только в почтенном возрасте мастера, хотя отмечающий в этом году свой 70-летний юбилей Михайлов оказался свидетелем глобальной смены исторических эпох в российском государстве. Причина, скорее всего, заключается в том, что фотограф обладает особым талантом сопоставить великое с малым и подать незамысловатые и сугубо частные сюжеты в таком ракурсе, что они сами собой образуют "энциклопедию русской жизни" не хуже известного пушкинского романа в стихах. Его героями становятся городские обыватели и заброшенные мраморные бюсты, безликая сельская красавица, оборотившаяся к объективу копной неровно окрашенных волос, и небольшой кошелек старушечьей модели, оброненный в траве. Реально существующие, но почти метафизические красавицы и "чудовища" с мордами уголовников, бомжи со следами ужасных болезней на теле и обрюзгшие старики - все они населяют мир Бориса Михайлова.

В то же время этот мир, такой близкий к нашему, отнюдь не является его непосредственной проекцией, а снимки Михайлова, невзирая на его страсть к бытовому жанру, трудно назвать репортерскими. Тщательно выверенная композиция и эффектное цветовое решение выдают долгую и кропотливую работу автора. По этой же причине в его произведениях, порой остросоциальных и даже провокационных, отсутствует эффект "торжества безобразного", присущий работам многих современных фотографов.

Борис Михайлов - единственный русский лауреат Нобелевской премии для фотографов - шведской "Хазельблад". Его "Неоконченная диссертация" вошла в десятку лучших фотокниг мира. Слава блестящего профессионального фотографа пришла к нему еще в советские времена. Но только в конце прошлого столетия, физически находясь уже на чужой земле, он был признан как талантливый современный художник. "Мой выигрыш по отношению к другим фотографам был не в том, что я умею фотографировать, а в том, что снимал совершенно естественные, совершенно тривиальные вещи, обычные. И вот это внимательное отношение, болезненное отношение, оно и оказалось важным. И наверное поэтому получилась моя судьба", - признался мастер в одном из своих интервью.

Выставка произведений Бориса Михайлова, организованная Московским домом фотографии в залах RIGroup Мультимедийного комплекса актуальных искусств в Центре современного искусства "Винзавод", представляет три серии работ разных десятилетий: "Сюзи и другие" (1960 - 1970-е), "Соленые озера" (1986) и "История болезни" (1997 - 1998).

Выбор читателей