Болельщики угодили в милицейский концлагерь

Брянская милиция устроила фанатам московского "Спартака" отстойник в лесу. Вся вина граждан Российской Федерации, приехавших из одного города в другой, заключалась в том, что они не купили билеты на футбольный матч




Уже через неделю московскому "Спартаку", волевым решением тренера оставшемуся без Титова и Калиниченко, играть в Лиге чемпионов, где его соперником станет киевское "Динамо". В преддверии главного дерби на постсоветском пространстве "красно-белые" заставили вспомнить не о союзном первенстве, а о лихих 1990-х, когда битвы фанатов проходили на стадионах и близлежащей территории, а провинциальный ОМОН устраивал заезжим болельщикам торжественный прием, граничащий с беспределом.

Напомнили о тех временах, конечно, не игроки "Спартака", а его фанаты. Совместно с брянскими стражами порядка. Первые, едва узнав о результатах жеребьевки Кубка России, согласно которым в 1/16 финала "Спартаку" предстояло сразиться с брянским "Динамо", начали грозить "адом на трибунах", который, по их мнению, произвел бы эффект на руководство клуба, выгнавшее их любимцев. Фанаты, задумавшие акцию протеста, открыто обменивались мнениями и идеями на общедоступных интернет-ресурсах. Ну а вторые, как оказалось, тоже умеют пользоваться компьютерами и черпать информацию в Сети. Либо были заблаговременно предупреждены московскими коллегами. Так или иначе, столичных фанатов в Брянске ждали гостеприимные сотрудники милиции.

Действительно, гостеприимные. По отзывам очевидцев, стражи правопорядка вели себя очень корректно и прямиком с вокзала вежливо уводили прибывших болельщиков, сажали их в автобусы, а затем увозили в неизвестном направлении. Как выяснилось позднее, местом дислокации для сотен прибывших болельщиков почему-то был избран глухой лес. В блогах сообщают, что на "экскурсию" пришлось отправиться более чем тысяче человек. Отметим, что всего в Брянск прибыли три тысячи фанатов "красно-белых", причем им было отведено только 1200 мест на стадионе.

В лесах оказались, судя по всему, болельщики, приехавшие без билетов. Возникает резонный вопрос о цели их визита, но, с другой стороны, поездка из одного города России в другой вряд ли может служить поводом для отправки человека в отстойник. А иначе то место, в котором оказались болельщики, не назовешь. Очевидцы событий в Брянске сообщают, что все это напоминало концлагерь: ни воды, ни еды, ни минимальных удобств. А вокруг - сотни военнослужащих и милиционеров со служебными собаками.

Болельщики, оставшиеся в Москве и узнавшие о происходящем от своих друзей, оказавшихся в Брянске, обратились к СМИ с просьбой распространить следующее заявление:
"Уважаемые футбольные функционеры, журналисты, работники различного рода надзорных органов и просто граждане РФ. Просим вас не обойти вниманием проблему беззаконных действий сотрудников брянских органов внутренних дел и прочих силовых ведомств... Не раз звучавший из уст нашего премьер-министра Путина и президента Медведева постулат о построении правового государства дискредитируется теми, кто должен следить за соблюдением законности. Брянские сотрудники МВД в массовом порядке нарушают закрепленное Конституцией право граждан РФ на свободу передвижения (не имея на это никаких оснований, ни чрезвычайное положение, ни каких других видов особых режимов в Брянске и области не вводилось), зачастую применяя при этом грубую физическую силу. Получается, что без введения особого положения, в том или ином регионе РФ для предотвращения вероятных правонарушений работникам силовых ведомств официально разрешено нарушать один из основных принципов современного уголовного права, принцип "презумпции невиновности". Проводя массовые задержания ни в чем не повинных людей".

Между тем у пресс-службы УВД Брянской области несколько иной взгляд на происходящее. По их данным, милиция разместила около 300 безбилетных болельщиков "Спартака" в лесу, под городом в районе Партизанской поляны, при этом обеспечив их минимальными удобствами и буфетом. Сотрудник пресс-службы рассказал, что спартаковские фанаты, о которых идет речь, были пьяны, и их сняли с поезда.

Возвращаясь к месту резервации фанатов, отметим, что, по словам и. о. начальника пресс-службы УВД по Брянской области Анатолия Зубарева, "это одно из излюбленных мест отдыха жителей Брянска". Он также добавил: "Мы организовали для болельщиков культурную программу... Вполне вероятно, что всем безбилетным болельщикам найдется место на трибунах, куда мы их перевезем на автобусе".

Позднее поступила информация о том, что несколько сотен болельщиков "Спартака", нарушающих общественный порядок и не имевших при себе билетов, были отправлены на поезде в Москву в сопровождении милиции. Переговоры о допуске "зайцев" на трибуны, видимо, закончились неудачей.

А на стадионе "Динамо" тем временем начинался футбольный матч. Однако и в ходе кубковой игры основное внимание окружающих было приковано не к происходящему на поле, а к спартаковским болельщикам. После первого гола московской команды, усилиями Дзюбы состоявшегося на пятой минуте матча, на поле полетели файеры, а к концу первого тайма, уже при счете 2:1 в пользу "Спартака", фанаты начали ломать кресла и швырять их с трибуны.

Во втором тайме болельщики пошли дальше. Выломанные ими кресла были свалены в кучу и подожжены прямо на трибуне. На 64-й минуте матча арбитр из Санкт-Петербурга Николай Иванов вынужден был приостановить игру. Пожарные сработали оперативно, за считанные секунды растянув рукав и направив на костер струю из брандспойта на пламя. Фанаты в ответ зашывряли борцов с огнем пластиковыми сиденьями. Усмирять болельщиков на трибуну отправились милиционеры.

Когда на стадионе воцарился порядок, игра возобновилась. В итоге "Спартак" сохранил преимущество в один гол и одержал победу. Десять болельщиков победившей команды задержаны, остальные благополучно отправились домой.

В ходе послематчевой пресс-конференции наставник "Спартака" Станислав Черчесов, стремительно теряющий авторитет в среде "красно-белых" болельщиков, ответил на вопрос о беспорядках во время игры и о стрельбе из ракетниц, практикуемой фанатами, весьма оригинально: "Давайте мы все-таки поговорим о футболе... Я был в армии, знаю, куда и как стрелять. Стрелял, кстати, из гаубицы 122 мм образца 1938 года. Могу вам много рассказать про это, но мы же с вами на футбольной пресс-конференции, так если есть вопросы по существу - задавайте, если нет, то давайте распрощаемся".

Хотелось бы верить, что Станислав Саламович не забывает простой истины: его команда, как и все клубы мира, играет, прежде всего, не для титульных спонсоров или хозяев, а для своих болельщиков. Какими бы они ни были. И вопрос о них на футбольной пресс-конференции выглядит вполне уместным.

Выбор читателей